0
1118
Газета Образование Печатная версия

16.05.2002

Что мы делаем со своими детьми?

Тэги: собкин, дети, телевидение

Данные социологического опроса, проведенного Российской академией образования, свидетельствуют, что примерно каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии, насилия или эротическую сцену. Длительность ежедневных телепросмотров у подростков составляет в среднем 2,3 часа. Напрашивается закономерный вопрос: что мы, взрослые, делаем со своими детьми? А чего для них мы не делаем? С доктором психологических наук, академиком Российской академии образования, директором Центра социологии образования Владимиром Собкиным беседует наш корреспондент.

- Владимир Самуилович, в течение нескольких лет вы исследуете проблему влияния телевидения на подростковую культуру. Какую тенденцию можно отследить в течение последних лет?

- Если сравнить подростковую культуру 70-80-х годов и современную, то в тот период наш телеэкран центрировал подростковую субкультуру. Иными словами, в той культуре были "телевизионные ядра", которые определяли общественное мнение и ценностные ориентации подростковой культуры. Например, авторская передача Эдуарда Сагалаева "Мир и молодежь", которую смотрели 20-30% подростков, пользовалась популярностью, а передачи "До 16 и старше", "Взгляд", "12 этаж" центрировали подростковую субкультуру, собирали у экранов немало молодежи. Сегодня же самый высокий рейтинг подростковой передачи - 2-3%. Современная подростковая культура - дисперсная, дифференцированная, социально и культурно стратифицированная. И эти тенденции усиливаются, о чем свидетельствуют результаты наших социологических исследований.

- Какие функции, на ваш взгляд, выполняют подростковые передачи сегодня?

- Лучше назовем функции, которые они не выполняют. Передач, которые воспитывают, образовывают и формируют определенную идеологию - на ТВ просто нет. А это одна из ключевых функций телевидения - обеспечение социально-интеграционного единства. Почему нет таких программ? Их трудно создать. Они требуют высокого профессионализма, знания подростковой культуры и психологии. Если в 80-е годы для детей творили такие люди, как Ролан Быков и другие, то за последние 10 лет так и не появилось ни одного крупного деятеля искусства в этой области.

- Что привнесла "вестернизации" нашего экрана?

- Это не просто феномен нашего времени, а то - над чем стоит всем глубоко задуматься. Наш анализ показал: сегодня практически вытеснено все отечественное детское кино, созданное в предыдущий период. Произошла блокировка детского искусства и детской культуры, которые были ориентированы на подростков. Почему это произошло? Может, дело - в идеологизации искусства для детей? Но такие фильмы, как "Чучело" Ролана Быкова, "Внимание, черепаха" и другие содержат прежде всего нравственно-этическое начало. Почему их не показывают на ТВ? Это не риторический вопрос. Подобная блокировка отечественного искусства, культурных ценностей имеют серьезные последствия для нашего общества. Детям надо прожить определенную культурную ситуацию, чтобы не стать культурными маргиналами. Им необходимо изучать сказки, фольклор, культуру страны, в которой они живут. Это особый ключ, особый код, ввод в культуру, в социум.

- Просматривается ли, на ваш взгляд, вообще какая-либо концепция у современного детского вещания?

- Если раньше на государственном телевидении существовала редакция, которая занималась детским телевидением, и в определенном смысле была своя концепция вещания для детей и юношества, то сейчас практически все исчезло. Создать продуманную психолого-педагогическую концепцию по телевещанию для детей и юношества - это первый и самый необходимый вопрос, которым следует заняться. И эта концепция должна будет учитывать современные реалии. На мой взгляд, не стоит высокомерно относиться к подрастающему поколению. Так же как и не стоит брюзжать и выражать недовольство морально-нравственным состоянием молодежи. Отношение к молодым, как к безнадежному поколению - это неправильная позиция и педагогически, и социально, и политически.

- Что говорят ваши исследования о ценностных ориентирах современной молодежи?

- Для нынешних молодых хорошая работа, карьера - это фундаментальные жизненные ценности. Если брать массовые социологические опросы, то явно прослеживаются и негативные тенденции: растет статистика детской преступности, наркомании. Но это уже "другой сюжет"┘

- Какое действие на подростка оказывает агрессия на экране?

- Сегодня наш экран крайне агрессивен, и эта ситуация - явно не нормальная. Мы провели специальный анализ, кто совершает агрессию и на кого она направлена: мужчина по отношению к мужчине, мужчина - к женщине, женщина - к женщине, взрослый - к ребенку, молодые - к старикам┘ Замечу, в традиционной культуре агрессия мужчины по отношению к женщине табуирована. Но на современном экране, наоборот, высок процент именно таких сцен. Если мама говорит: "Не бей девочку!", а на экране сильный и "положительный" герой делает все наоборот, это означает, что культурное табу в телевизионном пространстве снимается. В общем, тонкий процесс становления личности, касающийся мужской и женской социализации, нормативного регулирования поло-ролевых отношений жестко деформирован телевизионным экраном.

- Что вас настораживает еще в связке подросток-экран?

- Криминализация женской подростковой субкультуры. Когда "стрелку забивают" девочки друг другу - это аномалия. Драки между девочками - из ряда вон выходящие явления. Но и эти явления присутствуют на нашем телеэкране довольно часто.

- Как защитить от этого влияния школьника?

- Думаю, в школе необходимо рассказывать детям о приемах, технике создания кино и телепередач. Это поможет сформировать у детей нечувствительность к манипуляциям. Ключевая проблема подросткового возраста - проблема формирования собственной позиции. "Если я увижу те приемы, которыми делается программа на ТВ, я пойму для чего она сделана и в чем меня хотят убедить. Я тогда либо воспринимаю это, либо нет" - примерно такой должна быть установка. Печально, что разработки отечественной педагогики по формированию знаний в области кино и телевидения не используются ни в пединститутах, ни в педучилищах, ни в других учебных заведениях. А хорошо бы данные разработки включить в содержание образования.

- А может, просто ввести цензуру хотя бы детских фильмов и передач?

- Слабый вариант, он не проходит. Я считаю, что на телевидении существует проблема не цензуры, а профессиональной этики. Когда у редактора телевизионных передач проходит программа, не выдерживающая никакой профессиональной критики, здесь речь может идти как раз о внутренней этике.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страна на пороге телевизионной революции

Страна на пороге телевизионной революции

Анатолий Комраков

Чиновники ищут, на кого свалить новый очаг внутренней напряженности

0
892
Баг совести

Баг совести

Сергей Арутюнов

О детях сумерек и возможности инициации в рукотворном аду

0
144
Украинские депутаты хотят закрывать телеканалы по закону

Украинские депутаты хотят закрывать телеканалы по закону

Татьяна Ивженко

Верховная рада занялась информационной безопасностью

0
1183
Стихомузыка и пингвиновый рэп

Стихомузыка и пингвиновый рэп

Вера Астрова

Библиотека как чашка Петри для размножения детской книги

0
150

Другие новости

Загрузка...
24smi.org