5
8524
Газета Образование Печатная версия

29.10.2013 00:01:00

Паспорта компетенций вместо дипломов

Идеологи нового образования предсказывают очередную волну протестов

Тэги: образование, наука, технологии


образование, наука, технологии Мечта чиновников – образование on-line. Фото Юрия Пирогова/PhotoXPress.ru

Науке и образованию теперь, возможно, достанется больше внимания. Средства, выделяемые на них, будут сосредоточены в руках людей, облеченных доверием власти. Высшая и средняя школы начнут меняться по сценарию, который сегодня не понравится большинству.

В Высшей школе экономики (ВШЭ НИУ) представил свой «футуристический» доклад директор корпоративных образовательных программ «Сколково» Павел Лукша. А в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ в рамках форума «Повышение качества профессионального образования» состоялась дискуссия с участием замминистра образования и науки Александра Климова и представителей АСИ (Агентство стратегических инициатив). Именно эти люди стоят сегодня у истоков новой идеологии нашего образования. 

Чтобы преодолеть технологическое отставание России в области образования, нужно не просто заняться тем, что уже делают другие страны, а озадачиться тем, что они еще не делают.

В связи с этим, считает Павел Лукша, образовательное поле станет на ближайшие годы ареной борьбы между революционерами и консерваторами. К революционерам он причислил «представителей ИКТ-сферы, крупный бизнес, прогрессивные университеты, пытающиеся «оседлать тренд», молодых внеуниверситетских исследователей, НКО и сознательных родителей». Противоположный лагерь – академическая элита, преподаватели и родители-консерваторы.

Индустриальная, то есть ныне существующая, система образования – с традиционным способом подачи и усвоения знаний – не отвергается полностью. Она будет нужна для «обеспечения базового уровня». При этом, полагают апологеты новой идеологии, состояние нынешней системы профессионального образования плачевно: оно не отвечает тем требованиям, которые задают передовые работодатели в мире. «Этот факт нельзя игнорировать, – считает Лукша, – поскольку практически во все отрасли приходят международные компании, и приходят со своими технологиями и совершенно другими бизнес-практиками».

Школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив почти полтора года трудились над совместным проектом по выработке требований к подготовке специалистов. Кстати, во всем мире стоит аналогичная задача предугадывания того, какие навыки понадобятся на следующем этапе развития экономики. В итоге был подготовлен атлас новых и умирающих профессий, которые охватывает примерно 20 отраслей экономики.

Через три–пять лет, по словам Лукши, случится бум онлайн-образования, поэтому «паспорта компетенций» начнут вытеснять обычные дипломы. А через 7–10 лет появятся множество виртуальных наставников – тьюторов (и даже – «менторских сетей»), а процесс обучения можно будет контролировать с помощью нейроинтерфейсов.

В обозримой перспективе будет создан виртуальный «университет для миллиарда» (назван по численности учащихся, их действительно будет столько). Не за горами еще одно нововведение, в котором весьма заинтересованы представители бизнеса, ищущие талантливые кадры. Речь идет об обучении в сообществах, в формате команды, что можно делать, например, уже сегодня в социальных сетях.

Теперь посмотрим, как реагирует на вызовы Минобразования. Замминистра Александр Климов видит пока основную свою задачу в ликвидации псевдообразования. Он отметил, что основным инструментом в борьбе с недобросовестными образовательными учреждениями стал мониторинг эффективности вузов. В этом году его проигнорировали 103 высших учебных заведения, против них сейчас будут возбуждаться дела в прокуратуре.

Еще одним элементом борьбы с псевдовузами станет отзыв лицензий. Судя по тому, что особое внимание Минобрнауки будет уделять еще «вузам-космонавтам» (вузы – уровень обучения в которых соответствует мировым образовательным стандартам), остается вопрос, что станет с остальными. Это ведь, собственно, и будут вузы базового уровня, которые станут обязательными для всех. Иначе на какую основу будут накладываться «паспорта компетенций»?

С вузами базового уровня, по словам Климова, планируется продолжить работу по актуализации и разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В них появятся базовые кафедры (самых разных организаций от банков до школ), эти вузы будут активно развивать сетевые форматы обучения и дистанционно-электронное обучение. Не последнюю роль в образовательном процессе играет и преподаватель. Их тоже будут учить, менять, переучивать.

Судя даже по этим отрывкам обсуждения, складывается впечатление, что образование ждут весьма нелегкие времена. Есть опасность, что базовые вузы с открытием базовых кафедр быстро коммерциализируются. И тогда те, кто служил науке, откроют у себя образовательные бутики. (На днях студентка одного очень уважаемого вуза процитировала мне речь своего декана: «Я разгоню этот пэтэушный факультет и сделаю из него роскошный бутик».)

За неимением доказательной базы, кроме слов студентки, мы не назовем имя декана, скажем лишь, что речь идет о престижном факультете журналистики, куда до последнего времени принимали еще и талантливых людей. А журналист с бутиковым образованием – это, понимаете ли, совсем другое качество журналистики. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(5)


Владимир Степанов 20:11 29.10.2013

Повсюду в мире отсев слабых ВУЗов происходит главным образом естественным путем: не идут в них учиться и все, а совсем редко вмешивается государство. Вопросы о том чему и как учить благополучно определяют профессионалы: профессора и ректоры, хуже или лучше учитывая при этом мнение работодателей, как видим в основном неплохо. У нас особый путь. Все определяют чиновники: они лучше знают, что нужно бизнесу, а профессионалы их вовсе не интересуют. Как всегда с самыми благими намерениями. Прогнозы о доминировании дистанционного (это по сути и есть on-line) образования очень интересны, но опыт показывает наибольшую эффективность этой технологии при получении такого образования студентами, уже получившими ранее высшее и неплохое образование. А насколько будет отвечать этому цитируемое "фундаментальное высшее" и будет ли оно вообще большой вопрос. Еще менее понятно, каким образом будет организован учебный процесс в ВУЗах, не попавших в ранг "космонавтов" с базовыми кафедрами и пр. Зато вполне ясны намерения "мэнагеров" от образования насаждать "бутики вместо пэтэушных ВУЗов": продолжать разгром российского образования, что уж точно не нужно ни бизнесу, ни родителям, ни "консерваторам" профессорам. Добавлю, что уже и сейчас в ВУЗах приходится учить тому, чему не научили в школе "революционеры и реформаторы". Какой уж тут on-line дистанционный или нет, не суть?

Борис Гречмак Владимир Степанов 05:07 10.11.2013

Я как-то обошёлся без высшего образования, что не мешает мне быть одним из самых лучших специалистов по развитию страны...

Игорь Магурин Борис Гречмак 13:31 10.11.2013

Оно и видно, что "лучший" специалист!!! Какой специалист, по развитию страны, такое у страны и развитие, т.е. никакое.

Борис Гречмак Игорь Магурин 16:43 10.11.2013

Я не глава правительства, какие претензии?

Владимир Степанов 16:06 11.11.2013

Борис, мы рады за вас, но какое отношение это имеет к данной теме. У меня был дядя, который и среднюю школу не окончил, а работал лучше людей с высшим образованием и имел доступ туда, куда они и не мечтали попасть. Это же все ни о чем не говорит. Даже если вы не самый лучший, а просто специалист, то прекрасно понимаете, что речь идет не о самоценности дипломов, о об очередном наглом и вредном навязывании профессионалам (специалистам) и всему обществу разрушительных новоделов. Это даже и "реформами" трудно назвать. Или вы вообще против образования и высшего в особенности? А еще вы бы нас серых просветили, что значит "специалист по развитию страны". Это новая специальность появилась такая? Мы и про понятие такое не слыхали не то что специальность, ах отсталые. Наверное реформатор, покруче Чубайса или как?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские школьники  подготовили проекты к форуму "Город образования"

Московские школьники подготовили проекты к форуму "Город образования"

Тамара Михайловская

Столичным детям продемонстрировали, как развиваться по индивидуальной траектории

0
600
Китай обвиняют в краже технологий

Китай обвиняют в краже технологий

Владимир Скосырев

Вашингтон давит на Пекин, чтобы решить проблему КНДР

0
1152
Пора перестать спекулировать на могилах павших

Пора перестать спекулировать на могилах павших

Андрей Серенко

Нужна госпрограмма по возвращению на родину останков погибших солдат и офицеров Красной армии

0
2226
Министр рассказала о "вертикали власти"

Министр рассказала о "вертикали власти"

Наталья Савицкая

Ольга Васильева объяснила, что ничего плохого в образовании не будет

0
2626

Другие новости

24smi.org
Загрузка...