1
3230
Газета Образование Печатная версия

28.08.2019 17:39:00

Личное богатство никак не связано с уровнем образования

Мир технологий таким, какой он сейчас есть, создали не академики, а авантюристы

Тэги: worldskills, нассим талеб, общество, богатство, авантюризм, работа, профессия


worldskills, нассим талеб, общество, богатство, авантюризм, работа, профессия По мнению Нассима Талеба, наука очень важна. Для выходных. Фото РИА Новости

«Образование мало относится к богатству», «Сначала мы богатеем, потом думаем об образовании», «Если нет давления рынка на образование, вам нужен инструмент, который будет оказывать давление искусственным образом»… Эти и многие другие заявления «черного лебедя» – Нассима Талеба прозвучали в центральной дискуссии в рамках деловой программы мирового чемпионата WorldSkills 2019 в Казани.

Нассим Талеб – эссеист и экономист, поэтому его выступления можно смело называть размышлениями о жизни и о том, как найти в ней свое место. А особенность его заключений, порой провокационных и в чем-то авантюрных, в том, что мы и сами хоть раз в жизни да задаем себе эти же самые вопросы. Название «черный лебедь» носит его теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. С точки зрения Талеба, практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры – «черные лебеди».

На WorldSkills-2019 Нассиму Талебу и другим участникам предложили спрогнозировать, какие навыки необходимо формировать в будущем и как их оценивать. Ведь, с одной стороны, «перед нами стоит вызов неопределенности. А с другой – вызов, связанный с необходимостью приобретения новых навыков».

Выступление Талеба было одним из первых. Среди слушателей в зрительном зале сидели министр просвещения РФ Ольга Васильева и помощник президента РФ Андрей Фурсенко. На сцене – вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Талеб, следуя заданной повестке, сосредоточился на тех моментах, которые помогают выжить в условиях неопределенности. С рассуждений на тему образования и богатства и связи между ними. (Надо сказать, насущная вещь для нашей страны, где 85% выпускников выбирают высшее образование.)

«Как можно в нежном возрасте выбрать профессию на всю оставшуюся жизнь, – задал риторический вопрос аудитории Нассим Талеб, – и при этом не совершить ошибки?» Выбор, по мнению писателя-экономиста, нужно делать в более осознанном возрасте. Сначала идти работать, искать себя. А потом уже поступать в университет и получать знания, которые помогают тебе идти по намеченному карьерному пути. Нельзя выбирать образование по уровню его престижности, высшее образование, как состояние души, требуется личности в определенное время.

Сравнивая уровень благосостояния в стране и роль высшего образования, Нассим Талеб приводит примеры. Южная Корея сначала разбогатела, а потом уже в стране вырос уровень высшего образования. Потому что появился осознанный запрос на него. Немилостиво прошелся он и по так называемому бессмысленному профессорству. Это когда плодятся «научные» коллективы, не имеющие связи с практикой. Настоящее высшее образование всегда штучное. «В Швейцарии очень мало выпускников вузов, но мы никогда не считали, что там живут необразованные люди. В Швейцарии очень важны технические навыки работы людей», – подчеркнул Талеб.

По его мнению, мир не развивается сверху вниз, как часто пытаются это преподнести: «В компьютерной науке большая часть открытия сделана 18-летними пацанами, которые жили со своими мамами и работали на практическом уровне». Развиваться же можно только методом проб и ошибок, уверен Талеб. В Кремниевой долине, по его мнению, такая возможность есть.

«Мир технологий таким, какой он сейчас есть, создали не академики, а авантюристы, – подчеркнул Нассим Талеб, – они, возможно, не чертили мелом на доске формулы, не получали профессорские должности, а рисковали. Поэтому сегодня в Кремниевой долине большое количество людей, которые вылетели из университетов и которые создают новые технологии. Вылет из университета для них – это как медаль за достижения. «Я провалился только четыре раза». – «Да? Ты вообще никто». У них чем больше ты ошибаешься, тем лучше. Калифорния держится на этом и питает весь мир своими идеями. Самый большой уровень банкротств в мире – в Кремниевой долине».

Какой урок мы можем извлечь из этого? «Наука очень важна. Для выходных. Но приходит утро понедельника, и нужно начать что-то делать руками. Есть иллюзия, что богатые страны – это страны, у которых 100% людей с высшим образованием. Но нет, дело не в степени образования. Люди часто думают, что богатство появляется благодаря образованию. Но все наоборот, образование появляется благодаря богатству. И в любом случае метод проб и ошибок преобладает и здесь», – резюмировал Талеб.

Самые ценные навыки в жизни – это не навыки работы с «известным», а навыки работы с неопределенностью, а также умение на этом заработать. Теория не позволяет взаимодействовать с неопределенностью. По мнению Талеба, многие ошибки используются как топливо для дальнейшего прогресса. Но природа не любит слишком много ошибок и не допускает ошибок слишком высокого уровня.

После разговора «о жизни» спикеры перешли к разговору о месте цифровых технологий и вызовах, которые встают вместе с ними перед всеми нами. И тему на недолгое время перехватил специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. «Если говорить о цифровых технологиях и обучении на протяжении всей жизни, то необходимо выделить прежде всего три вещи. Во-первых, непрерывное образование касается всех возрастов. В международном движении Worldskills работают только с молодежью. Россия предлагает расширить эту систему. Ранее она предложила стандарты junior, а сейчас уже идет речь о работе с людьми старше 50 лет. Это наша новая инициатива национального уровня», – заметил Песков.

«Речь может идти именно о чем-то специализированном, о передаче знания. Не навыков, а именно знаний и способности понимать те или иные процессы. Передаче их от одной возрастной группы к другой. Об этом стоит задуматься всерьез, – резюмировал специальный представитель президента РФ. – Давайте пробовать, давайте делать ошибки. Во-вторых, когда речь заходит о цифровом следе, мы не понимаем, как наши навыки, которые мы имели еще три года назад, станут работать завтра. И в-третьих, какие навыки важней в меняющемся мире (hard или soft, а может, self)? Какие навыки позволяют нам быть успешнее в этом мире?» n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 06:05 29.08.2019

Уильям Боинг был чистым авантюристом, это верно. А вот Уоррен Баффет, как и Ли Якока, потратили уйму лет на учебу в разных университетах. И оба хвастались своим академизмом. Марк Цукерберг потратил целых 13 лет, что бы получить вожделенный гарвардский диплом. Ну а Джеф Безос получил за свой диплом наивысшую возможную оценку (красный диплом). Авантюристом быть можно и полезно, но трудовые биографии не подтверждают веру в безосновательность.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти работают с правозащитниками

Власти работают с правозащитниками

Дарья Гармоненко

Кроме закона об иноагентах используются обыски и задержания

0
282
Искусный интеллект: Киберустройства приобретают все психические признаки личности

Искусный интеллект: Киберустройства приобретают все психические признаки личности

Андрей Ваганов

0
857
Естественная жизнь нейронных сетей

Естественная жизнь нейронных сетей

Михаил Родкин

Технологический прорыв в одной отдельно взятой латифундии

0
378
Дадут ли цифровые технологии нам шанс остаться людьми

Дадут ли цифровые технологии нам шанс остаться людьми

Александр Винничук

Страдание голограммы в матрице

0
962

Другие новости

Загрузка...
24smi.org