На системе полицейских постов зиждется безопасность в японской глубинке. Фото Reuters
Случаи гибели граждан России от неправомерного применения огнестрельного оружия довольно часто становятся главным событием в выпусках новостных каналов телевидения и темой дискуссий в СМИ по проблеме легализации владения гражданами короткоствольным нарезным оружием. Профессионалы из силовых ведомств считают, что легализация усугубит обстановку, приводят резонные причины роста числа жертв. Сторонники обладания хотя бы травматическим пугачом пытаются убедить нас, что это обеспечивает уверенность граждан в своей безопасности и даже снижает уровень преступности. Возможен ли второй шаг, вопреки мнению профессионалов? Вполне, если посмотреть на результаты опросов Левада-Центра по поводу отношения россиян к легализации короткоствольного нарезного оружия. С 2010 по 2014 год доля противников легализации сократилась с 83% до 48%, а доля сторонников увеличилась с 14% до 44%. (3% и 8% неопределившихся).
Почему-то сторонники легализации часто в качестве примера приводят США, где проблем с приобретением оружия практически нет, но непрерывно регистрируются расстрелы убийцами-психопатами десятков случайных лиц. Да и сами американские полицейские, предполагая, что задерживаемые граждане могут применить оружие, открывают огонь на поражение.
Но есть и другой пример, на практике доказывающий обратное: только полный запрет на владение короткоствольным огнестрельным оружием и возложение контроля за этим на полицию значительно повышает защищенность населения. Это Япония, где практически нет преступности с использованием огнестрельного оружия, а показатели по тяжким преступлениям лучше, чем в других странах, благодаря эффективной организационной структуре полиции и методичному целенаправленному вовлечению всего населения в обеспечение общественного порядка.
Начало начал – статистика
Японцы давно поняли, что оценить состояние любого социального явления – тем более такого важного, как преступность, – можно прежде всего на основе достоверных статистических данных. В Японии сведения о преступности собираются, обобщаются и публикуются в информационных документах Национального полицейского агентства (НПА), в статистических вестниках Верховного суда, прокуратуры, пенитенциарных и ряда других государственных органов. Эти сведения анализируются в ежегодной «Белой книге о преступности», издаваемой комплексным НИИ Министерства юстиции Японии. НПА издает свою «Белую книгу о полиции», в которой акцент делается на мерах по борьбе с преступностью.
Более важно, что данные из этих документов, особенно проблемные болевые точки состояния преступности в стране, целенаправленно обсуждаются не только в центральных СМИ страны, но и в местных, когда выявляются конкретные региональные проблемы.
Японские юристы считают, что в организации борьбы с преступностью наиболее полезны данные полицейской статистики, поскольку они позволяют оперативно реагировать на новые тенденции в преступности. Полицейская статистика считается наиболее объективной и информативной. Тем более что при оценке работы подразделений учитывается прежде всего тщательность регистрации не только нарушений, но и заявлений о предпосылках возможных нарушений положений УК.
Потрясения, вызванные поражением Японии в войне, при определенной дестабилизации общества в связи с оккупационным режимом стали почвой для стремительного роста преступности в стране. Учет преступности в масштабах страны был восстановлен к 1948 году, когда было зарегистрировано свыше 1,5 млн преступлений. Политическую независимость Япония получила после вступления в силу 28 апреля 1952 года Сан-Францисского мирного договора. Тогда и началось полномасштабное формирование послевоенной полиции Японии.
Ныне действующая структура полицейских сил страны сформирована по Закону о полиции 1954 года. Руководство и общий контроль над деятельностью полиции осуществляет Государственная комиссия общественной безопасности (ГКОБ). Ей подчинены подобные префектуральные комиссии. Можно констатировать, что руководство ГКОБ с первых лет деятельности органа ключевым фактором в борьбе с преступностью рассматривает развитие взаимодействия полиции с общественностью. Вся организационная структура полиции была нацелена на это.
Полицейская «будка» как основа правопорядка
Она базируется на системе «кобан» – полицейских «будок» (постов в сельской местности), за которыми закрепляется определенная территория. В кобан задействовано до 60% численности всего штатного личного состава полиции. Именно полицейские кобан и обеспечивают высокие показатели работы японской полиции за счет тесной связи с населением, высокого доверия граждан к полиции, формирования сети ее помощников.
В Америке револьвер по-прежнему уравнивает всех. Кадр из фильма «Джоси Уэйлс – человек вне закона». 1976 |
Функциональные обязанности личного состава кобан во многом аналогичны задачам, которые ставятся перед нашими участковыми уполномоченными при примерно равных подконтрольных территориях. Работа наших участковых, как правило, высоко оценивается командованием, да и населением. Но опорный пункт участкового – это комната с телефоном, в лучшем случае у него по штату есть помощник. И все.
Кобан же – это специальное двухэтажное здание, службу в котором постоянно несут 20–25 человек, распределенные на четыре смены: смена суточного дежурства, смена суточного отдыха после дежурства и две смены дневной работы в соответствии с трудовым законодательством.
Эффективная работа подразделений кобан обеспечила в течение послевоенных десятилетий стабильное снижение числа преступлений по большинству их видов. Исследования японских и, что важно, зарубежных ученых показывают, что с начала 1960-х годов в Японии число преступлений значительно ниже, чем в США коэффициент преступности (число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. населения), по всем видам преступности, особенно тяжким. По убийствам в 5–6 раз, по разбойным нападениям в 100–120 раз, по изнасилованиям – в 12–15 раз. Эти японские показатели лучше и европейских.
Нельзя, конечно, при этом не учитывать и улучшение социально-экономического положения граждан. Возникли новые виды нарушений УК, например автотранспортные в период автомобилизации страны в конце 1960-х годов, которые дали всплеск общего роста правонарушений. Да и по прочим преступлениям сокращение замедлилось.
Задачей кобан является «развитие контактов с населением и общественными организациями своего района», а патрулирование рассматривается как «наиболее эффективное средство борьбы с уличной преступностью».
В ежегодных докладах руководства НПА констатируется стабильное повышение безопасности в стране, прежде всего за счет «кропотливой работы низового звена полиции с населением по предупреждению преступлений». Однако внимание обращается на рост новых видов преступлений, например мошенничества в Интернете, а также на противоправное вмешательство в работу компьютеров.
Фактические результаты борьбы японцев с преступностью впечатляют. Общее число регистрируемых полицией преступлений снизилось с 2,85 млн в 2002 году до 1,09 млн в 2015 году. Соответственно общий коэффициент преступности сократился с 22,39 до 8,65.
По данным НПА, в первой половине 2016 года показатели по всем видам преступности (кроме киберпреступности) в сравнении с предыдущим годом продолжали снижаться. В последнем докладе НПА говорится, что в январе–июне 2017 года общее число зарегистрированных полицией уголовных преступлений в сравнении с тем же полугодием прошлого года сократилось на 7,7% – до 450 887. Это рекордно низкое число за все послевоенные годы.
Важно, что в Японии сохраняется высоким и даже растет коэффициент раскрываемости преступлений (отношение раскрытых преступлений к зарегистрированным в процентах), что также говорит об эффективной работе полиции. Общий коэффициент раскрываемости регистрируемых преступлений в первом полугодии 2016 года в сравнении с 2015 годом вырос на 1,9% – до 33,9%. При этом по тяжким преступлениям, включая убийства и ограбления, он вырос на 5,7% – до 75,9%. И здесь большую роль играет раскрытие преступлений низовым звеном полиции по горячим следам.
Граждане за безопасность
Обязанности личного состава кобан, как уже говорилось, во многом схожи с направлениями деятельности участковых уполномоченных полиции России. Большинство пунктов инструкций нашим уполномоченным начинаются со слова «обязан». Участковые обязаны «знать территорию участка, его особенности и объекты на нем». То же самое есть и в инструкциях для полицейских кобан, но для них установлен важный норматив, по которому кто-то из смены должен в течение трех минут в любое время суток прибыть в любое место участка по телефонному звонку. Этот норматив выполняется на практике, что и обеспечивает раскрытие преступлений по горячим следам.
Очень много и других схожих пунктов в служебных инструкциях наших участковых уполномоченных и полицейских японских кобан: взаимодействовать с общественностью по предупреждению нарушений УК, участвовать в инструктажах населения, наблюдать за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом и наркоманией, бороться с безнадзорностью детей, выявлять лиц, вовлекающих детей в антиобщественные деяния, и т.д., и т.п. Эти обязанности наши участковые в полной мере выполнить не имеют возможности. Сравнивать результативность и эффективность их деятельности с полицейскими кобан нельзя хотя бы потому, что при одинаковых задачах в Японии работает слаженный коллектив в 25 человек.
Большое значение в работе полицейских кобан придается обязательным регулярным обходам территории района с краткими записями результатов. В Японии нет института прописки и регистрации, но полицейские во время обхода беседуют с жителями. Информируют их об обстановке с преступностью в районе, объясняют, на что следует обращать особое внимание. При обходах полицейские оформляют информационные стенды полиции, раскладывают полицейские агитационные листовки.
Большое внимание полицейские кобан уделяют работе с детьми и подростками. При этом тесно взаимодействуют с руководством и родительскими комитетами школ района по вопросам обеспечения безопасности детей, даже организуют и ведут спортивные секции и творческие кружки в школах.
Можно много рассказывать о работе полицейских, приписанных к кобан, которые служат в них десятилетиями, а то и весь срок службы до пенсии. Они фактически живут проблемами района. Но не менее важно и то, что каждый житель района знает свою полицейскую «будку», он укажет приезжему дорогу к ней в случае необходимости.
О достижениях в деле воспитания законопослушного общества в стране и роли в этом полиции наглядно, как мне кажется, говорит заметка в полицейской хронике одной из центральных японских газет. Она была опубликована перед прошедшим ежегодным Всемирным днем без табака. Заметка весьма примечательна и о многом свидетельствует. Кратко изложу ее.
Молодой мужчина курил у калитки перед входом в дом. Бросил окурок под ноги на глазах проходившей мимо группки школьников 9–10 лет. Один из детей сделал мужчине замечание, что в их городе на улице курить запрещено. Мужчина взял ребенка за плечо, отстранил его и вошел в калитку со словами: «Иди своей дорогой». Реакция детей была неоднозначной. Были такие, кто посмеялся над сделавшим замечание товарищем, поскольку «кто сильный, тот и прав». Обиженный школьник со словами, что полиция разберется, кто прав, убежал и через несколько минут вернулся в сопровождении полицейского кобан. Полицейский вызвал мужчину, провел с ним беседу, заставил извиниться перед школьником. Поблагодарил школьника за помощь полиции в соблюдении общественного порядка и вручил ему фирменный блокнот с надписью «За помощь полиции». Репортер в заметке сообщил, что узнал об этом случае из листовки на одном из информационных стендов кобан.
Казалось бы, мелкий случай, но он стал информационным поводом для публикации в общенациональной газете, поскольку это совет всем школьникам обращаться в трудную минуту за помощью к полиции, напоминание родителям о разъяснении детям, где можно получить эту помощь. И, что может быть более всего важно, жизненный пример того, что не в силе правда, а в соблюдении закона.
Необходимость соблюдения законов и порядка в интересах всех и каждого прививается японцам с детских лет. Поэтому школьники хвалятся подарками типа блокнотов и ручек со словами благодарности от полиции. Юноши и девушки гордятся табличками «Помощник полиции», которые прикрепляются на их велосипеды полицейскими из «будок» за конкретные дела по поддержанию общественного порядка, например, на местных праздниках. Такие же яркие таблички крепятся на калитках и дверях домов. Это сигнал для детей, потерявшихся или попавших в трудную ситуацию и нуждающихся в помощи.
Сейчас по многим нашим телевизионным каналам обсуждается проект закона о более жестком ограничении времени продажи спиртного. Многие приводят факты, что уже действующие ограничения нарушаются. В Японии такие нарушения просто невозможны. Жалобы от простых жителей на факты такого нарушения обязательно поступили бы в полицейскую «будку», были бы занесены в журнал, и выполнение предписаний по жалобам было бы взято под контроль руководством местной полиции.
Японцы не стесняются рассказывать полицейским о странностях или вызывающих подозрение фактах в поведении соседей. Такая информация никогда не служит причиной принятия конкретных репрессивных мер, но позволяет предотвратить тяжкие преступления, например, педофилов и насильников.
Штатная численность японской полиции в 2015 году была 294 700 человек. Это примерно 420 человек на одного полицейского, что в полтора-два раза меньше, чем в США и странах Европы. Тем не менее эффективность работы японской полиции выше, особенно в борьбе с уличной преступностью. Важную роль в борьбе за ее сокращение играет патрулирование, особенно в ночное время. Кроме регулярных обязательных выходов и выездов полицейских кобан к патрулированию привлекаются и добровольцы, в том числе на своих машинах. Законодательно разрешена установка на их машинах проблескового фонаря и оплата бензина.
Активизируется работа полиции на местах в соответствии с указаниями руководства по новым видам преступлений, например, связанных с Интернетом. Сейчас многие преступления начинают раскрываться с информации, полученной из Сети. Это не значит, что в Японии действует мощная государственная структура слежения за Интернетом. Первичный сигнал, как правило, поступает от сетевых пользователей в записках от граждан через ящички на информационных стендах полицейских «будок». Полиция же весьма деликатно проверяет информацию.
Огнестрельное оружие в Японии – раритет
Возвращаясь к огнестрельному оружию, можно указать, что продажа, хранение дома и попытка ввоза в Японию огнестрельного короткоствольного оружия грозит тюремным заключением. В первом полугодии 1999 года в стране произошло в общей сложности 87 случаев нарушения положений УК об огнестрельном оружии. Из них 34 во время разборок между преступными группировками. Изъято 506 стволов, из них 284 – у бандитов. В большинстве остальных случаев – при попытках нелегального ввоза оружия в страну.
Сейчас же руководству полиции Японии часто приходится искать информационный повод, чтобы привлечь внимание к конкретным направлениям своей работы, в том числе и к борьбе с нарушениями законов о владении оружием.
В январе 2017 года НПА посчитало важным опубликовать сообщение, что в июне прошлого года был арестован по подозрению в незаконном хранении огнестрельного оружия житель города Кобе, у которого изъято 18 пистолетов и наганов. Подчеркивалось, что это самое большое количество разового изъятия оружия за последние пять лет. Патронов при этом найдено не было. Судя по фотографиям многие из экземпляров арсенала раритетные, видимо, собирались они как коллекция.
Далее раскрывались подробности операции. Началось все с того, что весной 2016 года была получена первичная информацию о том, что этот гражданин через Интернет пытался приобрести наган. Российские граждане эту операцию вряд ли смогут расценивать как чрезвычайный факт, заслуживающий внимания СМИ. Для японцев же поводом для публикации было стремление показать, что полиция эффективно сработала, выявив нарушителя закона из информации в Интернете. Тем более что других важных случаев нарушений законов с огнестрельным оружием за полугодие и не было.
Можно констатировать, что в Японии практически ликвидированы преступления, связанные с нарушением положений УК о короткоствольном огнестрельном оружии. Культивируемое в США верховенство кольта в Японии изжито.
комментарии(0)