На американские базы в Иордании прибыли дополнительно 12 истребителей F-15. Фото с сайта www.af.mil
Администрация президента США Дональда Трампа прорабатывает вариант с нанесением удара по Ирану, несмотря на противоречивые публичные сигналы. В этом убежден Израиль, который находится в полной готовности к региональной конфронтации. Один из существенных признаков возможной операции – продолжающееся наращивание американских сил на Ближнем Востоке. При этом протесты в Иране, вокруг которых и возникла взрывоопасная ситуация, пошли на спад. В стране, по некоторым данным, даже частично восстановился доступ к интернету.
О том, что правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху сохраняет готовность к новой военной эскалации вокруг Ирана, сообщил ряд израильских СМИ. По их данным, это обсуждалось в ходе последнего совещания военно-политического кабинета еврейского государства.
Согласно израильским оценкам, Вашингтон по-прежнему допускает все сценарии в отношении иранского руководства, даже несмотря на то что протесты, начавшиеся 28 декабря, похоже, затихли. По данным ТАСС, в Исламской Республике частично восстановлен доступ к интернету и службе СМС-сообщений. Вице-президент по науке, технологиям и экономике Ирана Хосейн Афшин заявил, что в полноценном виде связь заработает до конца этой недели.
В последние дни циркулировали сообщения, что Трамп отказался наносить удар по Ирану под давлением ближневосточных союзников. По данным Axios, американский лидер засомневался в этом вопросе после переговоров с Нетаньяху и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Сальманом. 9 января вице-президент США Джей Ди Вэнс провел совещание с американскими военными, на котором обсуждалась возможность военного вмешательства в ситуацию в Иране, уточняет Axios. А 13 января Трамп провел еще одно совещание под собственным председательством и распорядился сформировать конкретный план для нанесения удара по территории Исламской Республики. Но он так и не был претворен в жизнь.
Но верный признак того, что США еще готовятся к внезапной операции, – это наращивание их сил в регионе. С 18 по 19 января на американские базы в Иордании прибыли дополнительные 12 истребителей F-15. Ожидается, что в ближайшее время туда прибудут новые самолеты. Кроме того, американский авианосец USS Abraham Lincoln и сопровождающие его эсминцы уже достигли Малаккского пролива, расположенного между Малайзией и Индонезией. Ожидается, что они войдут в зону ответственности Центрального командования вооруженных сил (ВС) США на Ближнем Востоке через пять-семь дней. Активность наблюдается и на американской базе Диего-Гарсия в Индийском океане, которая использовалась во время 12-дневной войны 2025 года.
В разговоре с изданием The Jerusalem Post американские официальные лица заявили, что в ситуации с Ираном «рассматриваются все варианты». Они добавили, что цель состоит в наращивании на Ближнем Востоке значительной силы, которая предоставит Трампу широкий спектр возможностей.
Иранские власти, в свою очередь, опасаются, что речь может зайти даже об устранении верховного лидера Ирана Али Хаменеи, в руках которого сконцентрирован механизм принятия ключевых государственных решений. Так, в социальной сети X президент Масуд Пезешкиан предупредил правительства враждебных государств: «Нападение на верховного лидера нашей страны равносильно тотальной войне против иранского народа».
Вероятно, опасения у Тегерана возникли после того, как на днях Трамп в интервью американской версии издания Politico заявил: «Пришло время искать новое руководство в Иране». Он пояснил, что руководство Исламской Республики несет тотальную ответственность за «полное уничтожение страны и применение насилия в невиданных ранее масштабах. «Для того чтобы страна продолжала функционировать, пусть даже на очень низком уровне, руководство должно сосредоточить внимание на надлежащем управлении, как это делаю я в США, а не на убийствах тысяч людей для сохранения контроля», – подчеркнул американский лидер, добавив, что Иран является «худшим в мире местом для жизни из-за плохого руководства».
Впрочем, внутри американского истеблишмента существует точка зрения, что удары не смогут повлиять на смену власти в Иране. Напротив, местные консерваторы способны сплотиться вокруг центральной власти, если Вашингтон решит вмешаться.
Сомнительные последствия потенциальная операция против Ирана будет иметь и в экономическом плане. Как заявил на пресс-конференции в Брюсселе главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Пьер-Оливье Гуринша, конфронтация повлияет на рынок нефти. «Что касается Ирана, то он экспортирует около 1,6 млн барр. (черного золота. – «НГ») в день, – пояснил он. – Это примерно 1,5% мирового потребления. Конечно, если бы произошли сбои в экспорте нефти из Ирана, это повлияло бы на цены на нефть, вызвав их рост. И конечно, существует более широкий риск, заключающийся в том, что может произойти сбой в поставках нефти в регионе, не обязательно из Ирана, но и из других стран, нефть которых поступает через Ормузский пролив, что может привести к еще большему росту цен на нефть в случае действительно весьма неблагоприятного сценария».
Пока иранское руководство сталкивается с дипломатическим бойкотом. Руководство Всемирного экономического форума, который ежегодно проходит в Давосе, решило отменить выступление министра иностранных дел Ирана Аббаса Арагчи, которое было запланировано на вторую половину дня 20 января. Организаторы пояснили: в связи с жертвами протестов в Иране «нецелесообразно, чтобы иранское правительство было представлено» на мероприятии.

