Фото Reuters
Глава правительства Японии Санаэ Такаити объявила на встрече с активистами Либерально-демократической партии (ЛДП) о намерении провести досрочные выборы в нижнюю палату парламента. Значит, она будет распущена. Генеральный секретарь кабинета воздержался от объяснений, чего же хочет достичь премьер, указав, что 19 января Такаити проведет пресс-конференцию. Это лишь подхлестнуло желание публики узнать ответ. Тем более что, хотя рейтинг Такаити высок, правящей партии будет противостоять сильный оппонент. Это новая партия, возникшая после слияния бывшего партнера ЛДП – Комейто и Конституционно-демократической партии. Некоторые комментаторы называют происшедшее политическим землетрясением.
Как пишет The Japan Times, оппозиционная Конституционно-демократическая партия и Комейто объединились и сформировали новую партию центристской направленности. Это изменило политический ландшафт. Лидеры новой структуры не скупились на обещания избирателям и прогнозы. Лидер Комейто заявил, что новая партия обеспечит подъем экономики и безопасность страны, то есть позволит Японии выжить. Новая центристская сила, возникновения которой три месяца назад было представить невозможно, как ожидают, будет противостоять правящей коалиции ЛДП и Партии возрождения Японии.
Все же каков может быть итог схватки? Комментаторы в Токио всерьез толкуют о том, что Такаити, возможно, стремится провести выборы поскорее, конкретно в феврале, потому что она не выносит летнюю жару. А ведь предвыборные баталии требуют от участников часто выступать перед публикой, невзирая на зной и духоту. Такаити, сплетничают недоброжелатели, решила распустить нижнюю палату высшего законодательного органа 23 января, а выборы провести задолго до лета – 8 февраля.
Такое расписание имеет смысл. И дело тут не в показателях термометра, а в том, что, находясь у власти в течение трех месяцев, премьер продолжает пользоваться высоким уровнем доверия. Опрос, проведенный агентством JNN, показывает рейтинг одобрения 78%. Такаити провела через парламент дополнительный бюджет, который предусматривал дополнительные средства домохозяйствам, страдающим от инфляции, и сокращение налога на горючее для автомобилей.
В беседе с «НГ» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Комейто более четверти века была партнером либерал-демократов, и вот теперь стала их оппонентом. Это, действительно, крутой поворот с ее стороны. Тем не менее рейтинг Такаити остается высоким. Не исключено, что ее расчеты на успех оправдаются. Она выдвигает популистские лозунги. Ее популярность можно сравнить с популярностью двух прежних глав правительств – Дзюнъитиро Коидзуми и Синдзо Абэ. Нынешний премьер оседлала волну сдвига вправо в общественных настроениях. Это выражается, в частности, в том, что растут настроения против иммигрантов. И Такаити выступает за ужесточение правил выдачи виз мигрантам. Во время борьбы за пост председателя ЛДП она привела такой аргумент: в ее родном городе бродят олени. Люди могут их погладить. А приезжают иностранцы и пинают животных ногами. Такие высказывания созвучны антииммигрантским настроениям».
Националистические настроения политики сознательно подогревают рассуждениями об ухудшении международной обстановки. По их словам, Японии угрожают Китай, Северная Корея и Россия. «Стоит напомнить, что Такаити сделала резкое заявление насчет Тайваня, указав, что Япония может прийти на помощь острову в случае нападения Китая. Это отбросило японо-китайские отношения далеко назад. Премьер также выступает за пересмотр трех основополагающих принципов внешней политики страны – не ввозить, не размещать и не производить ядерное оружие», – указал эксперт.
Что касается Китая, то здесь японские комментаторы дают своему лидеру такой совет: «Не пытайтесь добиться приостановки торговли с Китаем. Это невозможно. Лучше не давайте повода Пекину обострить до предела китайско-японские отношения». Таким образом, нормализации отношений с Китаем нельзя исключать.
Но на российском направлении Токио, по словам Кистанова, находится в ряду тех европейских держав, которые занимают жесткую позицию по отношению к Москве.

