Светлана Тихановская занимается вопросами переезда из Литвы в Польшу. Фото с сайта www.tsikhanouskaya.org
В Давосе 21 января Светлана Тихановская примет участие в дискуссии «Сможет ли Россия сохранить экономику военного времени?». Между тем непонятно, куда она поедет после форума в Швейцарии. Литовские СМИ утверждают, что на днях лидер белорусской оппозиции сообщила местным парламентариям, что приняла решение переехать в Варшаву из Вильнюса, поскольку стало ясно, что уровень ее охраны будет снижен. А тем временем Сергей Тихановский вместе с общими детьми уехал в Америку. На этом непростом для семьи лидеров фоне недавно освобожденная Мария Колесникова в своем первом интервью заявила, что ждет от Европы начала диалога с президентом Александром Лукашенко.
Светлана Тихановская, которая по-прежнему воспринимается за рубежом как лидер белорусской оппозиции, примет участие во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ), проходящем традиционно в Давосе (Швейцария). Как сообщает ее пресс-служба, на 21 января намечено ее участие в дискуссии «Сможет ли Россия сохранить экономику военного времени?».
Не совсем понятен уровень экспертности Тихановской в данном вопросе. А что касается мероприятия, посвященного женскому лидерству, «Вера в действии: лидерство в духе диалога», где она заявлена модератором, то здесь, конечно, ей есть что сказать.
Впрочем, ее главный советник Франак Вячорка сообщил в соцсетях, что кроме общедоступных активностей «запланировано ее участие в двух закрытых неформальных круглых столах высокого уровня «Новая эра геополитической неопределенности» и «Новая геополитическая стратегия Европы».
Между тем «неопределенность» – это слово, которое характеризует не только политическое, но даже личное будущее самой Тихановской. В воскресенье литовские СМИ сообщили со ссылкой на неназванных парламентариев этой страны, что Тихановская во время встречи с временной группой Сейма «За демократическую Беларусь» сообщила на минувшей неделе, что приняла решение о переезде из Вильнюса в Варшаву.
Слухи об этом ходили и ранее, но окружение Тихановской их опровергало. Однако теперь решение, похоже, принято. И связано оно с тем, что литовские власти остаются непоколебимы в своем намерении понизить уровень охраны лидера белорусской оппозиции.
Формально еще с 1 октября 2025 года задача обеспечения ее безопасности перешла от Службы охраны руководства государства к Бюро криминальной полиции. Это означает, что защита ее осуществляется уже не по протоколам, предусмотренным для глав государств, а просто как лица, которому может угрожать опасность.
Тем не менее некоторое время сохранялся переходный режим, а с ним и надежды, что власти Литвы пересмотрят свое решение. Они не оправдались.
Экс-спикер Сейма, а ныне заместитель председателя парламента, глава партии «Движение либералов» Виктория Чмилите-Нильсен в интервью заявила, что «некоторые радикалы» использовали нахождение Тихановской и ее офиса в Вильнюсе для «поднятия эмоций, которые на руку их узкополитическим целям».
Политик утверждает, что дело не обошлось без информационных атак со стороны Белоруссии. Парламентарий заявила: «Боты и тролли очень сильно работали для того, чтобы формировать такой вроде бы негативный взгляд на белорусскую оппозицию, лидер которой Тихановская».
Не в последнюю очередь это связано и с болезненной для Вильнюса темой белорусского «литвинизма» – претензий на наследие средневекового Великого княжества Литовского.
Если Светлана Тихановская переберется в Варшаву, это негативно скажется на единстве даже близкого ее окружения, считает политолог Павел Усов. «В Варшаве из оппозиции 2020-го главной фигурой был Павел Латушко. С приездом «президента-электа» в Варшаву (зная законы и подходы новой оппозиции) статус Павла Латушко и его роль будут снижать. Ведь Тихановская наверняка переберется со своим двором советников и секретарей. Кормить такое множество структур и обслуживающий аппарат никакой бюджет не потянет. Поэтому если информация с переездом подтвердится, то здесь, в Варшаве начнутся настоящие разборки и перестройки. Как говорится, война не на жизнь, а на смерть», – пишет политолог в своем Telegram-канале.
Тем временем подтвердилась информация, появившаяся ранее, о том, что Сергей Тихановский переехал в США. Более того, как заявил в одном из оппозиционных белорусских СМИ режиссер Андрей Курейчик, он «забрал туда детей, они пошли в школу».
Светлана Тихановская скупо прокомментировала эту информацию: «Сергей действительно находится в США, обучается на курсах английского языка». И добавила: «Нет, дети не переехали в США, а находятся там временно. В настоящий момент мы решаем вопросы с безопасностью и организацией работы офиса».
А вот Мария Колесникова, которая в 2020 году была одним из главных наряду с Тихановской лиц оппозиции, похоже, после недавнего освобождения успешно обустроилась в Германии. Политик дала первое, но уже сенсационное интервью Financial Times, которое было опубликовано в понедельник.
Недавняя узница заявила, что «не понимает, почему Европа не начала переговоры с Лукашенко раньше США». Она отметила: «Чем большей будет изоляция Беларуси от Европы, тем больше она будет вынуждена сближаться с Россией. Это делает Беларусь менее безопасной и менее предсказуемой для Европы».
Колесникова выразила благодарность президенту США Дональду Трампу за участие в ее освобождении и призвала Запад к развитию диалога с Минском: «Лукашенко – прагматичный человек. Он понимает язык бизнеса. Если он готов на гуманитарные шаги в ответ на смягчение санкций, включая освобождение заключенных и допуск независимых СМИ и НПО в Беларусь, это нужно обсуждать».
При этом Колесникова многозначительно заметила: «Думаю, ясно, что я не ухожу из политики». Учитывая, что ее позиция идет явно вразрез со всеми месседжами Тихановской, «неопределенностей» в политической судьбе последней явно добавится.

