0
3954
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

14.06.2017 00:01:00

Кризис турецких консерваторов

Тимур Ахметов

Об авторе: Тимур Шамшидинович Ахметов – журналист-международник, независимый эксперт по Турции.

Тэги: турция, пср, кемалисты


турция, пср, кемалисты Фото Gettyimages

Более 15 лет правящая партия Турции находится у власти. Несмотря на давление военных, кемалистской бюрократии, коррупционные скандалы, войну с бывшими идеологическими соратниками, попытку переворота, международное давление и неудачную внешнеполитическую линию на Ближнем Востоке Партии справедливости и развития (ПСР) удается сохранять свое влияние в стране. Однако за столь впечатляющей картинкой монолитной власти партии скрывается печальная реальность. Идейный синкретизм, благодаря которому правящая партия в начале своего пути смогла устоять под натиском кемалистского истеблишмента и завоевать поддержку среди разных социально-культурных слоев турецкого общества, сегодня обнаруживает симптомы серьезного кризиса, исход которого может предопределить политическую судьбу партии.

Основатели будущей ПСР, молодые реформаторы, вышедшие из умеренного исламистского течения, увидели в конце 1990-х необходимость в выдвижении партии нового типа. Политическая платформа будущей партии в общих чертах предполагала работу в трех направлениях: создание максимально большой базы поддержки среди всех слоев населения, демократизация отношений между военными и гражданским правительством, привнесение позитивной динамики в отношения Турции с Европой и соседними регионами. Во-первых, в начале 2000-х ПСР провела политическую кампанию по улучшению режима прав и свобод человека в Турции, в рамках которого радикальный светский режим смягчался в пользу предоставления большей свободы религиозным слоям населения. Во-вторых, популярность партии также принесли ее попытки делегитимизировать вмешательство армии в политику. Самое важное – инициировав общественную дискуссию по разрешению курдского вопроса в стране и предприняв серию практических шагов по предоставлению курдскому меньшинству ряда культурных прав, партия пошатнула целый комплекс факторов, легитимизирующих гипертрофированное влияние военных в политике страны.

Решение курдского вопроса, по мнению основателей партии, могло бы положить конец доминированию армии, которая видела себя гарантом национальной безопасности в условиях борьбы с курдскими сепаратистами, что, в свою очередь, ставило армию фактически над политической системой Турции, наделяя военных статусом неприкосновенности для любой политической силы. Наконец, лидеры партии смогли не только возобновить диалог с Европой, но также трансформировать страну в образцовую модель общественно-политического развития, сочетавшую как исламский характер общества, так и стремление к демократическим идеалам Запада. Однако с укреплением собственной власти относительно альтернативных центров влияния внутри турецкой политической системы в мировоззрении партии стали происходить серьезные изменения.

Изначальная политическая программа партии реализовывалась в условиях доминирования кемалистского истеблишмента в госорганах и армии, а также скепсиса западного сообщества относительно преданности консервативных политических сил Турции, берущих свое вдохновение из религиозных норм ислама, идеалов демократии и прав человека. Сегодня же правящей партии приходится действовать в совершенно других условиях. Параллельно с утратой контроля кемалистов над государственными органами власти и концентрацией власти в руках Партии справедливости и развития необходимость программы по дальнейшей либерализации турецкого государства теряла актуальность в глазах партийного руководства.

Кроме этого, громкие судебные процессы над военными во второй половине нулевых, постепенный переход инициативы в отношениях в руки гражданской власти ПСР, распад некогда монолитного социального скелета армии на несколько мировоззренческих групп – все это подорвало влияние военных. Соответственно курс на разрешение курдского вопроса перестал нести политическую полезность для ПСР. Разительные изменения произошли и в международном имидже партии. В ее рядах все громче стали слышны призывы к пересмотру отношений страны с ее западными партнерами. Углубляется конфликт и среди отдельных групп внутри консервативного лагеря. Основная линия раздела опять же проходит по вопросу выстраивания в стране неограниченной власти одного человека, не терпящего любой оппозиции как вне, так и внутри самой партии. Многие политики, стоящие у истоков правящей партии, были вытеснены из ее рядов. Оставшиеся у руля власти представители консервативного течения превратили ПСР из силы, которая когда-то боролась с растущей властью государства, в политическую силу, которая отстаивает основы этой же власти, во главе которой сегодня стоит амбициозный лидер.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
545
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
887
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1348
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
971

Другие новости