0
3394
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

29.07.2018 15:03:00

Чем дальше в ШОС – тем больше синофобов?

Антикитайские настроения в государствах Центральной Азии усиливаются

Игорь Панкратенко

Об авторе: Игорь Николаевич Панкратенко – доктор политических наук, член научного совета Института исследований Центральной Азии и Афганистана «Иран–Восток» (Иран)

Тэги: центральная азия, киргизия, кыргызстан, экономика, бизнес, китай, шос


центральная азия, киргизия, кыргызстан, экономика, бизнес, китай, шос Фото Paul Yeung/Bloomberg via Getty Images

Три тысячи выращиваемых в одном месте ослов, оказывается, вполне могут представлять собой серьезную угрозу безопасности. Если и не для всего Кыргызстана, то для одного из районов Ошской области уж точно. При том, разумеется, условии, что ферма по их разведению и дальше будет принадлежать гражданам Китая, а не местным бизнесменам. Во всяком случае, именно так утверждают некоторые депутаты Жогорку Кенеша, киргизского парламента, пригрозившие недавно дойти с этим вопросом до премьер-министра страны.

Но что там ослы, когда внезапно улица узнает куда более страшные вещи – одна из областей Кыргызстана будет разрезана на две части газопроводом, который станут охранять иностранные войска. А у соседей в Казахстане и того хуже – невест массово собираются вывозить за границу, тем самым угрожая нанести непоправимый урон генофонду нации. Ну а то, что чиновники земли продают одному государству, которое их заселяет своими гражданами, – так это вообще всем давно известно.

Как уже догадался читатель, и ослоферма, и газопровод, и охраняющие его войска – китайские. Вывоз невест и скупка земель – тоже дело рук Пекина, тихой сапой оккупирующего всю Центральную Азию. Так говорят не только в Кыргызстане и Казахстане – подобные настроения распространяются по всему региону. И чем активнее реализуются здесь проекты в рамках китайской инициативы «Пояс и путь», чем больше кредитов и инвестиций предоставляет Пекин региону, тем чаще происходят локальные протестные акции, на которых вполне отчетливо и громко звучат антикитайские лозунги.

За относительно короткий срок, лет десять, не больше, синофобия овладела массами, стала частью общественных настроений и теперь вполне ожидаемо превратилась в эффективный инструмент политических игр местных элит. Пока – лишь для внутренних разборок, но именно что – пока.

Не вызывает сомнений, что универсальные для всех «территорий присутствия» – от Африки до Центральной Азии – бизнес-методы, которыми пользуются предприниматели из Поднебесной, уже сами по себе являются благодатной почвой для роста антикитайских настроений. Обещания, как, впрочем, и записанные в соглашениях обязательства китайской стороны о создании рабочих мест для «коренного населения», практически никогда и нигде не выполняются. По версии бизнесменов из КНР, среди местных нет специалистов нужной квалификации, поэтому 90% рабочей силы на объектах – исключительно китайцы.

Экология, правила природопользования и санитарные нормы – понятия для работающего за границей китайского бизнеса достаточно абстрактные, разобраться в налоговых отчислениях и вообще в бухгалтерии компаний сложнее, чем выучить иероглифы. А большинство вопросов с местной администрацией решаются путем вручения местным начальникам писем счастья – неподписанных плотных конвертов с крупными, как правило, купюрами.

Все это есть, и недовольство населения этим вполне оправданно. Но было бы заблуждением полагать, что власти государств Центральной Азии при наличии политической воли не способны поставить китайских предпринимателей на место. Примеров этому – более чем достаточно и в том же Казахстане, и в Узбекистане, и в Туркмении.

Но парадокс заключается в том, что чем больше центральная власть центральноазиатских республик стремится приучить китайский бизнес к четким и достаточно прозрачным правилам игры – тем сильнее становятся антикитайские настроения. То, как вели себя предприниматели из КНР в регионе в 2007 году, и то, как они по большей части работают сейчас, – как говорится, небо и земля, пусть далеко не все благополучно, но некоторые рамки соблюдать их приучили. И одновременно с этим, если в 2007 году, по данным казахстанских социологов, к китайским мигрантам относились «плохо» 18% опрошенных, то в 2012 году – уже 33%, а в 2017-м – по результатам некоторых опросов, и вообще 46%.

И ладно бы количественный рост, объяснения этим цифрам – от объективного роста националистических настроений до увеличения внешнего долга Пекину – можно не на одну страницу найти. Проблема в том, что количественные показатели переходят в качественные. Антикитайские настроения все больше политизируются, распространяются во всех слоях общества, обрастают религиозными и этническими мотивами, становятся общественной модой и стилем. С вполне понятными и просчитываемыми перспективами – синофобия становится одной из движущих сил выступлений против центральной власти. Той самой, что «продает» страну (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан – далее по списку, нужное – подчеркнуть) Китаю.

И здесь, в этом «продает», и находится то главное, что делает розыгрыш антикитайских настроений столь привлекательным для местных кланов. При всей непрозрачности китайского бизнеса в Центральной Азии основным выгодополучателем от расширения экономического присутствия КНР в регионе, от реализации проектов в рамках инициативы «Пояс и путь» и программ ШОС является центральная власть. А местные кланы, на территории которых все это и происходит, оказываются отлученными от финансовых потоков, да еще и в самых «вкусных» отраслях. Что, по их мнению, является вопиющей несправедливостью.

И чем громче звучат сегодня в Центральной Азии антикитайские лозунги – тем чаще за каждым конкретным случаем виден корыстный интерес лидеров местных кланов. Там – ферму, пусть и с ослами, но себе у китайцев «отжать», там – налог на недропользование в свою пользу перераспределить, там – толщину конверта с денежной благодарностью от бизнесмена из КНР увеличить...

Происходящие все чаще скандалы вокруг расширения китайского присутствия в Центральной Азии, где-то громкие, где-то гремящие в тиши высоких кабинетов, свидетельствуют, в общем-то, об одном: синофобия становится выгодным бизнесом, а антикитайские настроения – вполне ликвидным товаром. Производство которого некоторые местные политические элиты уже освоили и как инструмент повышения своего благосостояния активно используют. Не за горами момент, когда они начнут торговать этим товаром и на международном уровне, предлагая его за вполне приемлемую цену любому внешнему игроку. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Трамп и Помпео наносят новый удар по России

Владимир Щербаков

Вашингтон целит в Москву, но бьет по Пекину

0
8177
Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
900
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
1633
Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1474

Другие новости

Загрузка...
24smi.org