ФОТО JACKSON LOWEN FOR THE NEW YORK TIMES В нынешнем году Китай переживает бум на рынке недвижимости. Комлекс высотных зданий под названием Platinum Bay строится в городе Вуху.
Западным странам, увязшим в дебатах о том, как решать проблему бюджетного дефицита в условиях выхода из глобального экономического кризиса, следовало бы обратить взоры на Восток в поисках подходящей модели бюджетно-налоговой политики.
Дэвид Пиллинг, колумнист и редактор азиатского раздела в газете Financial Times, описал успехи экономического стимулирования в этой части мира в своей редакционной статье, опубликованной в июле. «В отличие от Запада в Азии мало спорят о том, насколько эффективными оказались меры стимулирования, – пишет он. – Они сработали замечательно. Азиатский ВВП значительно превысил докризисные показатели».
В начале 2009 года МВФ опубликовал оценочные данные о масштабах программ стимулирования, к которым прибегали страны G20 за период с 2008 по 2010 год. В этой таблице можно найти ряд интересных вещей. Например, выяснилось, что перед лицом кризиса действия властей Германии резко контрастировали с их рассуждениями насчет экономии бюджетных средств – в решающий момент они были довольно-таки кейнсианскими. Но Корея и Китай прибегли к гораздо более агрессивному стимулированию, чем любая из стран Запада, и в обоих случаях оно сработало как нельзя лучше.
Отчасти причина, по которой азиатские страны считали себя вправе прибегнуть к стимулированию, заключается в том, что в тучные времена они делали именно то, что полагается: расплачивались с долгами. Кейнсианскую экономику часто изображают так, будто она предполагает наличие постоянного бюджетного дефицита, но, как я уже пытался объяснить, дефицитное бюджетное финансирование эффективно, только когда экономика переживает депрессию, а процентные ставки близки к нулю. Г-н Пиллинг также напомнил в своей редакционной статье о событиях 1997 года, когда в разгар финансового кризиса МВФ заставил ряд стран Азии прибегнуть к мерам экономии и сокращению бюджетных расходов. «После кризиса 1997 года правительства азиатских стран заметно набили свои бюджетные подушки, накопив выдающиеся резервы, – пишет он. – Подобная «осмотрительность» означала, что бедные страны вроде Китая воздерживались от трат и инвестирования, чтобы способствовать покупательскому буму среди богатых иностранцев. Но это также означало, что когда наступили трудные времена, у них были деньги, которые они могли потратить».
В этом как раз заключается ошибка, допущенная Соединенными Штатами в правление Буша-младшего: бюджетный дефицит сохранялся, несмотря на то что времена были тучные, не прилагалось никаких усилий, чтобы подготовить экономику к будущим потрясениям. Согласно данным бюджетного комитета Конгресса, с 1993 по 2001 год федеральный долг США сократился с 49 до 33% ВВП. Он мог бы сокращаться и дальше. Но в 2000 году Джордж Буш-младший, тогда еще кандидат в президенты, заявил, что, когда у правительства образуются излишки, это значит, что оно собирает слишком много налогов. В начале следующего года Алан Гринспен, тогдашний глава Федеральной резервной системы, заявил Конгрессу, что правительству надо уменьшить налоги, чтобы не выплачивать долг слишком быстро. А затем началась война с террором, для которой не было фондов, и пошло-поехало.
Несмотря на все это, у нас был момент, когда можно было предпринять решительные шаги в бюджетно-налоговой сфере. Но мы этого не сделали. И теперь мы проведем все следующее десятилетие, расплачиваясь за безответственность, проявленную в тучные времена, и за нерешительность, продемонстрированную в трудные.
Источник данных: оценки МВФ THE NEW YORK TIMES |
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Огромные средства уже тратятся, но когда же будет достаточно?
Действительно ли Китай тратит достаточно, чтобы помочь собственным гражданам? Разумеется, нет. До настоящего момента китайских мер экономического стимулирования хватало лишь для того, чтобы предотвращать крупные социальные выступления. Тем не менее людям следует задуматься, достаточно ли тратит правительство, у которого более 2 трлн. долл. резервов.
Одно дело говорить, что китайцы почти преодолели разрыв между реальным и потенциальным ВВП, и совсем другое – объявлять: стимулирование улучшило жизнь рядовых граждан. В конце концов, миллионы китайцев все еще живут в страшной бедности.
– G.H., Япония
Полезность стимулирования по кейнсианской схеме подтверждает тот факт, что после Второй мировой войны все крупнейшие экономические державы прибегали к госкапитализму в том или ином виде или скорее к расходованию средств центральным правительством, чтобы экономика оставалась на ровном киле. В США у нас есть для этого военный бюджет, который играет куда большую роль, чем просто финансирование национальной обороны.
Он включает в себя все виды финансирования фундаментальных исследований, что приводит к созданию таких вещей, как современные суперкомпьютеры. Но этот постоянный стимул приносит выгоду прежде всего богатым.
Налогоплательщики финансируют реализацию исследовательских проектов, а плоды пожинают акционеры корпораций. Но только попробуйте заикнуться о программе стимулирования, выгодной бедным или среднему классу, как политический истеблишмент взвоет.
– Без имени, Индиана
Китай, возможно, столкнется из-за слишком интенсивного стимулирования с очень серьезным пузырем на своем стремительно растущем рынке недвижимости. Ответственные лица придерживаются неправильного подхода к этой проблеме, и они не ужесточают политику, хотя это нужно, чтобы осадить спекулянтов.
Китаю нужно резко пересмотреть бюджетно-налоговую политику, если он не хочет оказаться в том же положении, что и США – стимулирование ипотечного пузыря никогда не принесет долгосрочной экономической стабильности и непременно подорвет рост в долгосрочной перспективе.
– Без имени, Нью-Йорк