0
372
Газета Non-fiction Печатная версия

12.07.2018 00:01:00

Жерар Филип, «Мойдодыр» и портрет Троцкого

Корней Чуковский и Юрий Анненков через годы и системы

Тэги: история, литературоведение, писатели, художники, корней чуковский, юрий анненков, алексей толстой, чукоккала, советский союз, финляндия, революция, гражданская война, эмиграция, илья репин, жерар филипп


24-15-13.jpg

Ирина Обухова-Зелиньская. К.И. Чуковский и Ю.П. Анненков: «Несмотря на разлучающее нас расстояние и на истекшие годы…»: Из архивных сокровищ. – М.: МИК, 2017. – 144 с.

Оба они прожили долгую жизнь. Были соседями в финском поселке Куоккала недалеко от Санкт-Петербурга, где среди ряда других дружили с Репиным. Анненков также делал много шаржей в знаменитый рукописный домашний дневник «Чукоккала». Оба во время первой русской революции часто публиковались в сатирических журналах, вызывая бешеную злобу властей. Потом, после революции и Гражданской войны, один из них оказался в эмиграции, и спустя несколько десятилетий, когда начал исчезать сталинский страх, они опять стали обмениваться письмами.

Речь идет о Корнее Чуковском и Юрии Анненкове. Чуковский – великий сказочник, критик, эпоха в истории советского литературоведения. Анненков – блистательный мастер линии и иллюстрации книги, автор сотен портретов, оформитель десятков фильмов и спектаклей.

Оба прожили долгую жизнь. Корней Иванович умер в 1969-м, когда ему было 87 лет, работая до последнего дня, и, казалось бы, был обласкан советской властью премиями и изданиями. Если бы не многолетняя травля и борьба с цензурой, смерть детей, яростная борьба за близких в годы репрессий.

Анненков прожил до 85 лет. В 1924-м он уехал по предложению Луначарского из Петрограда в Венецию на открытие советского павильона Международной художественной выставки, одной из достопримечательностей которого должен был стать большой портрет Троцкого. Впоследствии это обстоятельство послужило причиной невозвращения художника. Дальше почти на полвека жизнь Юрия Павловича определил Париж.

«Мойдодыр» – знаменитая совместная работа Анненкова и Чуковского. 	Обложка книги
«Мойдодыр» – знаменитая совместная работа Анненкова и Чуковского. Обложка книги

Интересно, что миллионы советских зрителей, смотревшие в 60-е и 70-е годы фильмы с Жераром Филипом, понятия не имели, что костюмы и декорации ряда этих французских кинолент были оформлены русским художником Юрием Анненковым. Его имя вычеркивалось из титров. Обо всем этом несколько лет назад рассказала неутомимая исследовательница его жизни и творчества Ирина Обухова-Зелиньская в предисловии к подготовленной ею к изданию книги Анненкова «Одевая кинозвезд». Благодаря Обуховой увидели свет и другие произведения художника. В том числе прекрасная проза Анненкова «Повесть о пустяках», которую он написал под псевдонимом Борис Темирязев.

И вот новая книга Обуховой-Зелиньской. Перед нами письма этих таких талантливых людей – в дореволюционное время, потом в 20-е годы и наконец в начале 60-х, когда они снова обрели возможность писать друг другу. Здесь и переписка по поводу рисунков Анненкова к сказке Корнея Ивановича «Крокодил» – самое интересное, что книга так и не была издана. Советская цензура была крайне бдительна с первых дней своего существования. С другой стороны, еще одна совместная работа Анненкова и Чуковского для детей, ныне растиражированная в миллионах экземпляров, все-таки увидела свет. Речь, конечно, идет о «Мойдодыре».

Вы можете еще раз прикоснуться к истории нравов в писательской среде советской России, когда Алексей Н. Толстой без разрешения опубликовал личное письмо Чуковского. Узнаете об обстоятельствах выхода в свет знаменитого альбома Юрия Анненкова «Портреты» в 1922 году, где художник опубликовал ставшие знаменитыми на весь мир изображения Ахматовой, Пастернака, Ходасевича. Узнаете, как в 60-е, через 40 лет, вновь найдя друг друга, оба не скрывали радости: «Париж, 1 июля 1961 года. Дорогой Корней Иванович! Вряд ли Вы можете себе представить, до какой степени я был счастлив получить Ваше письмо! Снова – встречи с Вами, снова – юность, вся Ваша семья, «Чукоккала», Репинские среды. Наш «Мойдодыр»… Однако самую большую радость я испытал, узнав от Вас, что Ваше здоровье находится в прекрасном состоянии и что Ваша творческая работа продолжается», – писал Юрий Павлович.

Всем, кого интересует история русской культуры ХХ века, от души рекомендую это небольшое прекрасно иллюстрированное издание, материалы для которого Ирине Обуховой-Зелиньской предоставила внучка Корнея Ивановича, лауреат литературной премии Александра Солженицына Елена Чуковская.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Каспийских «шмелей»  на все флоты не хватит

Каспийских «шмелей» на все флоты не хватит

Александр Васин

Приоритеты кораблестроительной программы РФ вызывают вопросы

0
1928
Хермескайл – «Монино по-немецки»

Хермескайл – «Монино по-немецки»

Михаил Петров

45 лет музею, где можно запросто отобедать в салоне настоящего «Конкорда»

0
377
Испытание стихией

Испытание стихией

Владимир Добрин

Почему переводчику лучше не заниматься возведением сараев и беседок

0
411
Коммунисты пытаются через век добиться истины

Коммунисты пытаются через век добиться истины

Дарья Гармоненко

КПРФ требует завести дела по убийствам всех российских царей, а не только Николая II

0
1545

Другие новости

Загрузка...
24smi.org