0
1734
Газета Политика Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

Придут ли на выборы "батальоны амазонок"

Галина Силласте

Об авторе: Галина Георгиевна Силласте - доктор философских наук, член комиссии при президенте РФ по вопросам женщин, семьи и демографии.

Тэги: женщина


РОССИЙСКИЙ социолог Михаил Острогорский в своей известной монографии "Демократия и политические партии" утверждал, что женщины в ходе избирательных кампаний выступают в качестве вспомогательной силы "регулярных армий партийных организаций". Он считал, что на выборах в России обязательно появятся "батальоны амазонок" и ни одна из борющихся сторон не сумеет "обойтись без содействия женщин". Актуальны ли в наши дни эти слова?

Избирательниц в России на 9 миллионов больше, чем избирателей-мужчин. Если бы женскому электорату удалось объединиться на базе общей программы и вокруг общих лидеров, то наша страна имела бы на всех уровнях - от федерального до местного - власть по выбору женщин.

Российский женский электорат по возрасту старше мужского в среднем на 10-12 лет. Избирательниц-пенсионерок (их насчитывается около 20 миллионов) в два с лишним раза больше, чем избирателей-мужчин. Это электорат преимущественно городской: избирательниц в городах почти в три раза больше, чем на селе. Таковы количественные показатели женского электората. Что касается его качественных особенностей, то им по сравнению с парламентскими выборами 1995 г. присущи новые тенденции.

Тенденция первая. Сократилась часть женского электората, затрудняющегося назвать лидера, которому женщины "доверяют больше всего". С ноября 1995-го по ноябрь 1999 г. число неопределившихся уменьшилось с 23 до 18%. Очень важная перемена! Она означает, что женский электорат в политическом плане в значительной мере самоопределился.

Тенденция вторая. Растет число избирательниц, доверяющих не общепризнанным политическим лидерам, постоянно включаемым социологическими центрами в опросы общественного мнения, а "другим", т.е. своим персональным избранникам. Если четыре года назад эта группа составляла 10,2%, то сейчас 15%.

Тенденция третья. Среди женского электората прогрессивно возрастает недоверие ко всем лидерам. Так, в ноябре 1995 г. "не доверяли никому" 23,7%, а в ноябре нынешнего года - уже 28-30%. Любопытно, что уровень недоверия к российским политикам в настоящее время среди всех избирателей - как мужчин, так и женщин - почти совпадает: 27,2 и 27,9%.

Тенденция четвертая. У так называемых традиционных лидеров, постоянно участвующих в избирательных кампаниях, сложился устойчивый, преданный персонально каждому из них женский электорат. Иерархия уровней "полного доверия" политическим лидерам среди избирательниц России, по данным ВЦИОМ (на сентябрь 1999 г.), была следующая: Примаков (26,3%), Явлинский (16%), 3юганов (15,7%). В свете последних социологических опросов общественного мнения рейтинговый ряд лидеров "полного доверия" возглавляет премьер-министр Путин, доверие россиян к которому в ноябре превысило 45%.

Аксиома, набившая оскомину: деньги побеждают на выборах. Но у женщин и у их организаций больших денег на избирательные кампании не было, нет и, видимо, не будет по одной простой причине. В России отсутствуют социальные силы, заинтересованные в серьезном и прочном расширении женского представительства на всех ступенях власти, особенно - высших.

Но даже большие деньги не являются единственным условием электорального успеха. Он невозможен без опоры избирательниц на умелый, надежный, достаточно многочисленный аппарат: государственный, партийный, информационный (прежде всего телевидение, а затем и радио), рекламный и т.д. А каковы у женщин возможности использовать различные управленческие структуры для победы на выборах? Более чем скромные. Ведь в правительстве Владимира Путина одна женщина - вице-премьер по социальным вопросам и ни одной женщины-министра.

Среди женщин, находящихся на государственной службе, руководящие должности занимают только 9%, а наиболее высокие посты - всего 0,1%. А ведь в 1997 г. в законодательных, исполнительных и судебных органах были заняты 15 тысяч женщин, иначе говоря, 56,2% от общей численности госслужащих в стране. Но осуществляют они в основном лишь второстепенные и даже третьестепенные функции.

Не имеют женщины достаточной опоры и в Федеральном собрании. Если в Госдуме первого созыва было 60 депутатов-женщин, то в нынешнем, уходящем составе - 44 (около 10% от общей численности депутатов). В Совете Федерации только две женщины.

А какова численность женщин-парламентариев на местах? По результатам выборов 1996 г. в законодательных органах субъектов РФ среди 3675 депутатов только 351 женщина (9,5%). В составе законодательных органов Коми-Пермяцкого автономного округа, Тюменской, Новосибирской, Курской областей нет ни одной женщины-депутата.

Социально-профессиональный состав женского депутатского корпуса в субъектах Федерации в основном составляют администраторы здравоохранения, учителя, чиновницы местных администраций. В этом перечне отсутствуют рядовые работницы, крестьянки, женщины, занятые в сфере торговли и бытовых услуг, пенсионерки. А ведь именно они составляют основную массу избирательниц.

Большое влияние на ход избирательной кампании оказывают СМИ, и прежде всего - телевидение и радио, которые для подавляющего большинства россиянок являются главным, а нередко и единственным источником информации. Возможности женщин использовать теле- и радиоканалы предельно ограничены. Одна из наиболее существенных причин - отсутствие в России женщин - лидеров с общероссийским имиджем.

В 1993 г. три женские организации из более чем 100 существовавших тогда женских неправительственных организаций образовали единое политическое движение "Женщины России" и добились успеха на выборах: получили 4,37 миллиона голосов (8,13%) от общего числа участников голосования. В итоге в Госдуме первого созыва была создана женская фракция - первая в истории российского парламентаризма. Прошло шесть лет, и в 1999 году в России число женских неправительственных организаций перевалило за 2000: 45% из них имеют местом своей прописки Москву, 9% - С.-Петербург. Из них 45 ( в 15 раз больше, чем в 1993 г.) в своих уставах и программах заявили о своих целях: "участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления". В какой мере реализуются эти цели?

Из восьми общероссийских женских организаций три: "Женщины России" (лидер Алевтина Федулова), Движение женщин России (Екатерина Лахова) и "Образование - будущее России" (Лариса Бабух) имеют опыт электоральной борьбы. На парламентских выборах 1995 г. Алевтина Федулова и Екатерина Лахова возглавили политическое движение "Женщины России", но преодолеть 5-процентный барьер не смогли (недобрали 0,3%).

Недавно возникла и Российская партия защиты женщин (лидер Татьяна Рощина). Партия не имеет своих региональных объединений и, по имеющимся данным, создана по инициативе президентской администрации. Партия подписей избирательниц не собирала, а внесла залог в сумме 80 тыс. долл.

МОГУТ ЛИ ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА ОПРЕДЕЛИТЬ ИСХОД ВЫБОРОВ? Центральная избирательная комиссия утвердила списки кандидатов в депутаты двух женских организаций: "Женщины России" (в бюллетене для голосования под #3) и Российскую партию защиты женщин (#13). Обе эти организации самостоятельно ведут предвыборную агитацию, и их заветная мечта, естественно, - перешагнуть через труднопроходимый 5-процентный барьер.

В целом по России женщины составляют всего около 10% от общего числа выдвинутых кандидатов. Из 31 избирательного объединения и блока, поставивших вопрос о своей регистрации, только в восьми женщины были включены в состав первой тройки федерального списка. Женских имен очень мало в избирательных бюллетенях.

По данным социологического мониторинга общественного мнения, осуществляемого ВЦИОМ, готовы принять участие в выборах и уверены в том, что они "обязательно это сделают", 33% опрошенных россиянок. Еще 15% - потенциальные участницы голосования. Это активная часть женского электората.

Вместе с тем 25-26% женского электората заявляют, что "голосовать не будут". Добавим еще 10,2% потенциальных абсентеисток, пока еще сомневающихся в том, что они примут участие в голосовании. Итог наводит на серьезные размышления, ведь каждая третья избирательница высказывает абсентеистские настроения.

Нельзя сбрасывать со счетов и значительную группу избирательниц (до 20%), пока еще не решивших, будут они или не будут участвовать в парламентских выборах.

Сомнения избирательниц небеспочвенны. Они имеют конкретную мотивацию. 37,2% колеблющихся объясняют свои колебания предельно просто: не верю никому из нынешних политиков. Еще 34% придерживаются той точки зрения, что "парламент ничего не решает и выборы в него бесполезны", они "не видят ни одной партии, отражающей их интересы".

Свою активную роль в электоральной борьбе должны сыграть и женские неправительственные организации: поддержать женщин - кандидаток в депутаты будущего парламента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
348
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
446
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
359
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
305

Другие новости