0
1924
Газета Политика Печатная версия

19.05.2000

Работодателей, задерживающих зарплату, хотят наказать

Тэги: Исаев, труд, зарплата

Наконец в России заметили еще одну проблему - трудовые отношения. Старый трудовой кодекс (КЗоТ), который в последний раз "латали" поправками в 1984 году, явно пробуксовывал в условиях новых реалий - частной экономики, массовых увольнений и невыплаты зарплат. И лишь после требований МВФ, поставивших после кризиса 1998 года предоставление кредитов в зависимость от наведения социального порядка, стало ясно, что проблему неминуемо предстоит решать. Теперь ее возвели в ранг первоочередных политических задач. На днях российские профсоюзы внесли в Госдуму свой, уже четвертый по счету за последний год, вариант нового КЗоТа. Больше года назад свой вариант реформы трудовых отношений предложило правительство. Еще две версии принадлежат депутатам Думы Теймуразу Авалиани и Анатолию Голову. И хотя новый глава правительства Михаил Касьянов считает, что эта проблема не вызовет особых коллизий, вокруг основных положений новых версий КЗоТа разгорается острая полемика. Линия раскола проходит не по партийным фракциям, основные оппоненты - Министерство труда и российские профсоюзы. Каждая из сторон убеждает, что именно ее вариант максимально отвечает требованиям российских реалий и мирового сообщества, включая самые последние конвенции МОТ. И те и другие сумели сформировать себе широкий фронт поддержки буквально из всех фракций Думы. Кроме того, обе стороны рассчитывают на поддержку определенных предпринимательских кругов. Правительство - потому что объявляет работодателя (кстати, не разделяя их на частных и государственных) главной экономической единицей и обещает снять все препятствия на пути его деятельности. Профсоюзы же обещают работодателю разделить бремя ответственности за предоставляемые работникам социальные гарантии. Однако проблемы трудовых отношений столь запущенны, что быстро (как планировалось в июне) это сделать не удастся. Реалисты из профсоюзных кругов признают, что выработка принципиально нового качественного КЗоТа затянется как минимум года на три.

- КАКИЕ принципиально новые положения вносят профсоюзы в КЗоТ?

- Прежде всего, статьи об ответственности работодателя за задержку зарплаты. Сегодня, когда средств недостаточно, самой незащищенной статьей является заработная плата. Если не доплатить в бюджет - это штраф, в бюджетные фонды - это пени. Не заплатить кредиторам - это штрафные санкции. А вот если не заплатил зарплату, то никого за это до сих пор не наказывали.

Наш кодекс ставит зарплату в равное положение с другими кредиторами. Задержка зарплаты фактически означает принудительный кредит - работодатель берет взаймы у работника. За это он должен заплатить проценты по примеру банка, если задержка составит свыше 10 дней. Кодекс устанавливает их на том уровне, что и пени за задержку платежей в федеральный бюджет: две трехсотых от ставки рефинансирования ЦБ на день платежа. Это уравняет зарплату с другими платежами.

- Как конкретно решается в вашем варианте проблема массовых увольнений и безработицы?

- Мы впервые ввели понятие массового освобождения работников. Основными критериями являются численность увольняемых работников за определенный календарный период: ликвидация организации с численностью 15 человек и более; сокращение численности штатов на 50 человек в течение 30 календарных дней, 200 и более - в течение 60 календарных дней, 500 и более - в течение 90 календарных дней; увольнение работников в количестве 1 процента от общего числа работающих в течение 30 дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек. Эти нормы взяты из закона о занятости населения. О массовом увольнении работодатель обязан предупреждать профсоюз за 3 месяца.

Там, где нет коллективного договора, работодатель обязан иметь план мероприятий на случай массового освобождения работников, утвержденный либо профсоюзами, либо конференцией работников.

- Какие еще задачи способны решить профсоюзы с помощью нового КЗоТа?

- Профсоюзы рассматривают в качестве первоочередной задачи повышение минимальной заработной платы. Сегодня в стране 38 миллионов человек находятся за чертой бедности, 1 миллион получает минимальную зарплату. Это делает очевидным две вещи: невозможность развития экономики в условиях низкого спроса и существование громадного массива криминального сектора экономики (зарплату в конверте, укрывательство от налогов и т.д.).

Профсоюзы ставят вопрос о несоответствии Конституции закона, который допускает минимальную зарплату ниже прожиточного минимума. Госдума будет обязана принять закон, приводящий их в соответствие. Цель профсоюзов - привязать минимальную зарплату к прожиточному минимуму, а прожиточный минимум - к росту цен.

- Какие еще права работников расширяет ваш вариант КЗоТа?

- Он усиливает гарантии работников на получение объективной информации о делах предприятия, на их участие по принятию управленческих решений. В то же время новый закон запретит сбор сведений о частной жизни работника.

- Какие принципиальные различия между вашей версией трудового кодекса и правительственным вариантом?

- Правительственный кодекс не выстрадан идеологически, а связан с обязательствами правительства перед МВФ в связи с полученными кредитами и их обслуживанием. Правительственный вариант убрал те социальные гарантии, которые имеются в действующем кодексе. Мы эти социальные гарантии оставили. Скажем, большую главу о гарантиях для работников, совмещающих обучение с работой, для работающих женщин и лиц с семейными обязанностями, а также для несовершеннолетних, включая прямое запрещение ночного труда. Правительственный вариант допускает согласие работника на такой труд, но получить его, как известно, в нынешней ситуации несложно. Мы также оставили жесткое регламентирование сверхурочных работ и тарифов по его оплате.

- От кого вы рассчитываете получить поддержку в Думе?

- Наш вариант кодекса допускает возможность компромисса с коллегами из фракции КПРФ. Они пошли нам навстречу в важном вопросе - устранении понятия "совета трудового коллектива", который коммунисты активно лоббировали. Оно заменено понятием "коллектив работников". Мы считаем, что сейчас наш законопроект становится наиболее проходным, и рассчитываем собрать голоса депутатов от КПРФ, ОВР, агропромышленной группы, большинства депутатов регионов России, примерно половины группы "Народные депутаты" - всего больше 225 голосов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва и Тегеран расширяют сотрудничество в военной сфере

Москва и Тегеран расширяют сотрудничество в военной сфере

0
496
Университетский лифт работает со скрипом

Университетский лифт работает со скрипом

Высшее образование не догма, а средство устроиться на работу

0
1905
Переводы от трудовых мигрантов из России в десять раз превышают внешнюю помощь

Переводы от трудовых мигрантов из России в десять раз превышают внешнюю помощь

Светлана Гамова

1
1536
Дефицит рабочих рук в промышленности становится угрозой для нацпроектов

Дефицит рабочих рук в промышленности становится угрозой для нацпроектов

Анатолий Комраков

Россия переживает рекордную нехватку трудовых ресурсов с 2013 года

0
2709

Другие новости

Загрузка...
24smi.org