0
9040
Газета Политика Интернет-версия

04.09.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. В кавычках

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский – политолог.

Тэги: навальный, выборы, скандал, холокост, антисемитизм


навальный, выборы, скандал, холокост, антисемитизм Фото Reuters

Чего только не выплывет в конце избирательной кампании! Во всяком случае – точно ничего хорошего.
Последняя история такого рода, припасенная к финишу избирательной кампании, – «тост Навального за Холокост».
Дело было далеко не вчера, а в 2008 году.
В журнале «Нью-Таймс» была какая-то вечеринка, на которой Навальный произнес милый каламбур: «Первый тост – за Холокост».
Для читателей, далеких от темы, надо пояснить, что Холокост, истребление 6 млн. чел. за то, что они – евреи, является для евреев всего мира особым понятием. Особым понятием Холокост является и для антисемитов всего мира. Самый простой и верный способ глубоко оскорбить евреев – это издеваться над памятью уничтоженных. Отрицать Холокост, говорить «мало, жалко не всех» или даже просто острить по этому поводу.
Например, типа тоста «давайте выпьем за Холокост». Ну, примерно как для христианина: «Выпьем за распятие Христа», для армянина: «Выпьем за геноцид армян» и т.д.
Сейчас, когда эта история выплыла, Навальный объясняет, что речь шла вовсе не о Холокосте, а всего лишь о фонде памяти Холокоста, о фонде «Холокост». То есть в его речи были кавычки, которые, понятно, интонационно не услышишь, но вот в записи они есть.
И правда – в записи они есть.
Что ж – за фонд «Холокост» выпить не возбраняется. Да, каламбур литературно бездарный, этически странный, но фонд «Холокост» ничем сакральным уж точно ни для кого не является.
Тут можно было бы поставить точку. Но есть одно «но». Шутка – совсем не про фонд, а именно что про сам Холокост – больно уж хорошо ложится на вполне серьезные поступки Навального.
Он – ветеран «русских маршей». Да, сам он там выступает «умеренным», зато маршируют рядом с ним, снимаются с ним, призывают голосовать за него и т.д. люди, совершенно неумеренные, настоящие, кондовые нацисты, для которых «тост за Холокост» – и правда самый первый. Навальный ни разу с этими людьми в споры по «национальному вопросу» не вступал. А поддержкой их пользовался и пользуется – постоянно.
В таком контексте «кавычки» получают другой смысл. Сами попадают в кавычки. Мелочь? Мелочь. Оговорка, по Навальному. А в оговорках иногда – не всегда, конечно, – проступает та правда, которую прямо назвать неудобно.
Вся эта история, которую из вполне понятных пиар-соображений раздувают «к дню выборов», раздувается – зря. Абсолютно все это непонятно, неинтересно, а главное – совершенно не важно и не нужно 99,9% избирателей.
Так что на голосование весь этот тост никаким боком не повлияет.
Но есть малая, сверхактивная группа фанатов Навального. Альбац, Шендерович, Пархоменко, Носик… Далеко не факт, что их агитация сильно поможет их кумиру. Они имеют поддержку в узкой, очень узкой среде, которую сами-то они считают целым миром. Особым «рукопожатным миром», где все «взялись за руки, чтоб не пропасть поодиночке», хотя рук там и не так много.
Однако, как бы ни был «страшно тесен их круг», как бы «страшно далеки от демоса» ни были эти демократы, сама их психология любопытна.
Все перечисленные выше люди – евреи. Гордятся своей национальностью, «гордые евреи», как пишет один из них. Достойно. Тем более – сказать так вслух по-прежнему не так-то просто.
С другой стороны, политика не знает ни совести, ни родства, ни сакральных понятий. Один ледяной расчет, «только бизнес – ничего личного».
Бизнес крайних либералов – борьба против Путина. Для многих «борьба с Путиным» стала не просто бизнесом, а смыслом жизни, источником горячих, сакральных эмоций, направленных не против тех или иных решений Путина, а против него лично.
Но ведь для еврея, да еще так глубоко погруженного в свои национальные проблемы, Холокост – абсолютно сакральная тема! А невинный каламбур в исполнении человека, который прямо дружит с нацистами, – это уже совсем не невинно для таких людей.
Вот и вопрос. Кто же перед нами – циничные политики, готовые «использовать» кого угодно, что угодно как «орудие» для успеха своего бизнеса? Фанаты, сдвинувшиеся на идее фикс, для которых весь мир делится на врага – и врагов моего врага, которые сразу становятся моими друзьями (еще бы не мешало спросить их самих, но не до того!). Или – как шумно декларируется – «честные, совестливые интеллигенты», которых просто этически и эстетически раздражает этот режим? Да еще и глубоко чувствующие «гордые евреи» при этом?
Для политикана вопроса нет. Он ставит на Навального (разумная ставка или нет, ошибся он в расчетах или нет – другой вопрос). Для фаната вопроса тем более нет – фобия выбора не оставляет. А вот для «простого человека», да еще и национально чувствующего еврея вопрос очень даже есть… Противны такие каламбуры в исполнении человека, «братья которого» ходят на нацистские сборища. Коробит от таких шуток… Не хочется пить под такие тосты. Просто непосредственно – скверно пахнут такие анекдоты. И яростно агитировать за этого «каламбуриста», звать всех на его банкет как-то «эстетически неприятно».
Еще раз – нет тут политики. Не станет Навальный ни мэром, ни тем более президентом. А если б стал, какую будет вести политику – и сам не знает сейчас. Не о политике речь. А о человеческом, национальном, эстетическом чувстве. О том, есть оно – или нет его.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
695
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
716
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
963
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
686

Другие новости