0
3468
Газета Политика Интернет-версия

15.09.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Оппозиция исключенных

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – генеральный директор Института приоритетных региональных проектов.

Тэги: выборы, россия


Избирательная кампания 2014 года была на редкость мало насыщена событиями. Из трех единых дней голосования (2012–2014) нынешний оказался самым спокойным – прежде всего из-за отсутствия сколько-нибудь интересной интриги.

Общей чертой кампании стал дефицит политического предложения: выборы оказались пестрыми, но не альтернативными. И почти везде их результаты были предсказуемыми.

Это дает основания для вывода, что властно-бюрократическая система в регионах адаптировалась к реформам и нововведениям последних лет и их переварила. Произошло возвращение к прежним практикам, хотя и в обновленных институциональных условиях.

Трудности в реформировании системы связаны не только с субъективными обстоятельствами. Они объясняются ее качествами, складывавшимися в последние два десятилетия.

Начиная с 90-х годов регулярное проведение выборов означало соблюдение Россией демократических стандартов, сформированных Западом, и демонстрировало разрыв с прежней – тоталитарной парадигмой.

Однако, несмотря на непрерывность избирательного процесса, выборы не приобрели главного качества – они не стали инструментом реализации народного суверенитета и площадкой для обсуждения политических альтернатив. Вместо этого они превратились, с одной стороны, в общественный ритуал, легитимирующий систему распределения власти и принятия решений; с другой стороны – в ритуальное действо по допуску кандидатов в элитарный политический клуб и подтверждению членства в нем.

Главную причину данной трансформации следует искать в сущностных чертах постсоветской цивилизации. Россия относится к обществам, в которых демократия формируется медленно и является от рождения слабой и хрупкой. Происходит это не из-за происков «авторитаристов» – они лишь пользуются этой слабостью, – а в силу неготовности основной массы «демоса» взять на себя политическую ответственность и ее склонности делегировать суверенитет тем, кто готов эту ответственность принять.

В результате лояльное и пассивное «большинство» постоянно опрокидывает и маргинализует активное гражданское «меньшинство» (средние прослойки), желающее оказывать влияние на политический курс. Разрыв между этими «большинством» и «меньшинством» носит культурный характер и, как показывает опыт посттрадиционных обществ, трудно преодолим без институциональной инженерии.

Безответственность и пассивность «большинства» делает возможным превращение его в «электорат» элитарных структур, использующих популистскую риторику, в обмен на соцпрограммы и «стабильность», то есть защищенность. Формируется своеобразный «популистский пакт» – консенсус привилегированной элиты и непривилегированных сословий. Средние прослойки оказываются, по сути, исключенными из игры.

Обсуждение ключевых решений происходит внутри структур исполнительной власти и близкого к ним экспертного сообщества. Парламентские структуры включены в эти процессы на вторых и третьих ролях; парламент лишь в ограниченной степени контролирует бюджетный процесс и осуществляет функции лоббизма. Это приводит к локализации центров влияния не в публичной политике, а в закрытой части системы, куда доступ предоставляется «по пропускам».

Результатом становится закрепление элитарного правления. Конформистски настроенная часть гражданского актива используется для создания общественных структур, призванных снимать напряжение и обеспечивать лояльность. Не согласная с такой ролью часть актива оказывается невостребованной и либо уходит из политики, либо переходит на положение оппозиции.

Именно это порождает весьма специфическую российскую антисистемную оппозиционность – оппозицию исключенных. Речь идет о явлении значительно более широком, чем феномен российских «несистемщиков»: они лишь попытались объединить ту часть гражданского общества, которая недовольна своим неучастием в политике и привилегиями элиты, но не смогли этого сделать.

Реальное число недовольных трудно поддается подсчету: эта социальная группа чаще всего игнорирует выборы, так как не находит для себя достойного политического предложения. Весьма различна ее общественная активность: лишь немногие ее представители участвуют в каких-либо организациях и движениях и даже ходят на митинги.

Сложившееся положение вещей на фоне общественного подъема из-за событий в Украине не кажется угрожающим стабильности. Однако стратегически оно создает целый ряд рисков. Ведь закрытая система принятия решений порождает коррупцию и снижает качество управления. Как показывает опыт, с этим практически невозможно бороться чисто административными мерами. Только полноценный парламентский, общественный, журналистский контроль способен изменить ситуацию.

В результате накопления издержек тормозится развитие страны и усиливаются внешние риски. Отсутствие публичных институтов, обеспечивающих открытое распределение и перераспределение власти, повышает угрозу внутриэлитных конфликтов и «переворотов». Вынужденная оппозиционность актива гражданского общества и латентное недовольство средних прослоек создают системные социальные риски. Эти настроения трудно поддаются выявлению, так как не проявляются в публичной политике, и это чревато неожиданными сценариями. Невостребованный гражданский актив – явление, характерное для обществ с закрытым элитарным правлением, – всегда был питательной средой для появления разного рода «делателей революций».

Минимизация количества структур, разделяющих политическую ответственность, ведет к ее концентрации. При возникновении серьезных сбоев в системе или внешних шоков это создает риск обвальной делегитимации лиц, персонифицирующих в глазах общества государство и его политический механизм. Чтобы преодолеть эти риски, нужен полноценный партийно-парламентский механизм, представляющий все сегменты общества и контролирующий исполнительную власть, а также публичный дискурс, влияющий на выработку решений.

Их появлению мешают доминирование исполнительной власти над законодательной и системная слабость партий, оказывающихся не способными формировать политические альтернативы, структурировать общество и модерировать дискуссию в нем. Это означает, что необходима политическая реформа, усиливающая роль и влияние парламентов и партий, прежде всего в формировании органов исполнительной власти и контроле за их деятельностью. Плюс внутренняя санация основных партий. Особенно это важно для правого фланга партийной системы, где сейчас нет достойных игроков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
752
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1441
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1268
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2392

Другие новости