Фото Reuters
Запланированные на 1 февраля российско-американско-украинские переговоры состоятся в ОАЭ только 4–5 февраля. Об этом в соцсети сообщил украинский президент Владимир Зеленский. Никаких надежд на завершение конфликта он с новым раундом переговоров не связывает. При этом Зеленский повторил ту точку зрения, которую ранее отстаивал: договориться о мире возможно только, если переговоры будут вестись на уровне глав государств.
Напомним, что предыдущий раунд обсуждения российско-украинского конфликта был в ОАЭ, в Абу-Даби, 23–24 января (см «НГ» от 25.01.26). Переговоры 1 февраля планировались как российско-украинские, но, по словам госсекретаря Марко Рубио, США при определенных обстоятельствах тоже могли бы принять в них участие. Однако глава американской дипломатии утверждал, что в них точно не будут участвовать бизнесмен и дипломат Стивен Уиткофф и президентский зять Джаред Кушнер, личные представители Дональда Трампа, поднаторевшие в контактах с Кремлем. В Москве о том, что переговоры состоятся именно 1 февраля, говорили с некоторой долей осторожности. «Ориентировочно. Но пока исходим из этого», – сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Зеленский заявил о переносе переговоров после того, как ознакомился с докладом украинской переговорной группы. Что в нем побудило его выбрать более позднюю дату встречи в Абу-Даби, украинский лидер не разъяснил. Зеленский ограничился лишь словами о том, что его страна «готова для предметного разговора». Еще 30 января украинский президент говорил о том, что переговоры могут быть перенесены из-за того, что США будет не до них. «Могут быть изменены дата или место, потому что, на наш взгляд, что-то происходит в ситуации с Америкой и Ираном», – сказал Зеленский, выступая по украинскому телевидению. Он имел в виду неподтвержденные сообщения о том, что Трамп может со дня на день отдать приказ об ударе по иранской территории. В Москве на момент подписания номера заявление украинского президента о переносе переговоров не прокомментировали.
Накануне заявления Зеленского в Майами глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев провел переговоры с Уиткоффом, Кушнером, старшим советником Белого дома Джошем Грюнбаумом, а также министром финансов США Скоттом Бессентом. Беседу и он, и Уиткофф характеризовали как хорошую, однако подробностей не раскрыли.
И Рубио, и ряд других официальных лиц, вовлеченных в переговорный процесс, заявляют, что сейчас стороны договорились по всем важным вопросам, кроме самого главного – территориального. Кто и на каких условиях будет контролировать Донбасс? Ни одна из сторон не собирается его отдавать другой. Зеленский в очередной раз повторил (теперь – в вышедшем 30 января интервью чешскому изданию Český rozhlas), что переговоры о территориях должны, по его мнению, вестись только в трехстороннем формате на уровне глав государств: президентов Украины, России и США. В нем же он сказал, что хотел бы подключения на определенном этапе к переговорному процессу и Европы. «Часть наших гарантий безопасности – это членство в Европейском союзе», – подчеркнул Зеленский. Между тем желания вести переговоры с украинским президентом в Кремле не проявляли.
В истории с отменой переговоров 1 февраля есть и практический аспект. Трамп 29 января заявил на заседании американского правительства следующее: «Я лично попросил президента Путина на неделю прекратить огонь по Киеву и другим городам. И он согласился это сделать». Это, пусть не дословно, подтвердил и Песков, дав при этом обоснование, которое не дал Трамп. По его словам, американский президент обратился с просьбой «воздержаться на неделю, до 1 февраля, от нанесения ударов по Киеву с целью создания благоприятных условий для проведения переговоров». И действительно, о российских ударах по Киеву 1 февраля сообщений не было.




