0
1836
Газета Политика Печатная версия

25.10.2017 20:07:00

Коалиция правозащитников прошла по этапам

Система перевозки заключенных признана наследием ГУЛАГа

Тэги: правозащита, реформа, заключение, тюрьма, фсин


правозащита, реформа, заключение, тюрьма, фсин Процедура перевозки заключенных с 30-х годов практически не изменилась. Фото PhotoXPress.ru

Российские правозащитники объединились, чтобы заставить власти заняться реформой системы этапирования заключенных. Ее нынешнее состояние объявлено не соответствующим международным стандартам гуманности, а условия транспортировки зэков – пыточными. Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН), считают правозащитники, повсеместно нарушает и право осужденных отбывать наказание как можно ближе к дому.

Об этом говорится в специальном докладе международной организации Amnesty International. Кроме определения условий в вагонзаках и тюремных фургонах как пыточных, к «насильственному исчезновению» приравнено и отсутствие у родственников и адвокатов информации о местонахождении заключенных во время этапирования.

В организации уже сообщили о создании своего рода правозащитной коалиции, которая потребует от властей принятия поправок в Уголовно-исправительный кодекс и внутренние регламенты ФСИН и МВД. «Российские власти должны избавиться наконец от наследия ГУЛАГа в современной пенитенциарной системе», – заявили в Amnesty International.

Да и в целом условия в большинстве российских тюрем и СИЗО по-прежнему остаются одними из худших в Европе, подчеркивается в докладе. В прошлом году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял в адрес России 64 решения о бесчеловечном обращении в местах содержания под стражей. «При этом складывается ощущение, будто власть считает более выгодным выплачивать по 5 тыс. евро заключенным по требованию ЕСПЧ, чем реформировать систему», – отметили правозащитники.

По словам замдиректора Amnesty International по Европе и Центральной Азии Дениса Кривошеева, во время этапирования зэков набивают в камеры спецвагонов, где они лишены свежего воздуха, света, воды, постельного белья. В этих камерах, рассчитанных на шестерых, как правило, перевозят более 12 человек. Из-за тесноты заключенные вынуждены спать по очереди, на стоянках много часов не пользоваться туалетом.

Указали правозащитники и на то, что вагонзаки и конвойные комнаты в судах остаются труднодоступными для общественных наблюдателей.

Несмотря на прописанное в законе право осужденных отбывать наказание вблизи дома, многих из них все же увозят за тысячи километров. По словам юриста Эрнеста Мезака, такие решения принимаются произвольно, чаще всего из коррупционных соображений. Адвокаты неоднократно пытались обжаловать отправку в удаленные исправительные колонии, однако, как говорится в докладе, суд лишь однажды удовлетворил подобную жалобу. Правда, вскоре УФСИН подал апелляцию и добился отмены этого решения.

Правозащитники привели в пример историю жителя Хабаровска Виктора, который просил не этапировать его жену за 4 тыс. км от дома, в Красноярский край, поскольку у них остался 5-месячный ребенок. В просьбе ему отказали, сотрудники ФСИН процитировали внутреннюю инструкцию, согласно которой «место жительства семьи осужденного, а также их сложное семейное или материальное положение не может являться основанием для перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое». Однако в законах есть указание на то, что отбывание наказания осужденными, как правило, должно происходить в регионе их проживания или осуждения.

ФСИН при этом держит в секрете информацию, касающуюся перевозки заключенных, их местонахождения, причем именно от их родственников или адвокатов, до прибытия в конечный пункт, что часто занимает не просто дни, а недели и месяцы. За это время, отмечено в докладе, на людей может быть оказано физическое воздействие, но никто об этом не узнает.

В рекомендациях Amnesty International говорится, что власти должны установить максимальную продолжительность перевозки, сократить предельно допустимое число заключенных в вагонах и фургонах. Необходимо обязательно информировать их родственников и законных представителей о всех планах по переводу, обеспечить доступ общественного надзора на всех этапах транспортировки.

Речь в докладе идет и о том, чтобы исключить практику, когда осужденные при следовании из автозаков в вагонзаки обязаны передвигаться бегом, при высадке их сажают на корточки, а по ходу перевозки не только приковывают наручниками, но еще и скрепляют тросом.

Доклад поддержали Московская Хельсинкская группа и Совет по правам человека (СПЧ). По словам правозащитника Андрея Бабушкина, отбытие наказания в местах, недоступных для родственников, надо рассматривать как нарушение Конституции.

По его мнению, для решения этой проблемы можно было бы использовать, например, опыт ГУФСИН Краснодарского края, где были созданы городские колонии-поселения. «Создание их в крупных городах для нужд коммунального хозяйства позволило бы 30–40 тыс. заключенных отбывать наказание по месту жительства», – убежден правозащитник.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


ФСИН отбилась от налоговиков

ФСИН отбилась от налоговиков

Екатерина Трифонова

После проверки Генпрокуратурой тюремное ведомство готовит для сотрудников новую инструкцию

0
925
В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

Павел Скрыльников

0
859
Навальный предложил гражданам потроллить депутатов

Навальный предложил гражданам потроллить депутатов

Дарья Гармоненко

Пенсионные протесты пока будут проходить в виде спам-атак на Госдуму

0
4844
Транзит власти в Армении завершится парламентскими выборами

Транзит власти в Армении завершится парламентскими выборами

Микаэл Золян

Отставка Пашиняна сопряжена с определенными рисками для республики

0
4357

Другие новости

Загрузка...
24smi.org