0
8878
Газета Регионы России Интернет-версия

25.05.2021 13:03:00

Енисейский транспортный узел: кто стоит за самым перспективным аэропортом Сибири?


Фото Вячеслава Степанова

Красноярск является одним из самых перспективных транспортно-логистических узлов в Сибири. В ближайшие годы аэропорт Красноярска ждет модернизация (по факту процесс модернизации идет уже с 2015 года), руководство вынашивает и другие планы по укреплению позиций на рынке авиаперевозок. Как аэропорт стремится стать ключевым хабом в регионе и кто обеспечивает его рост, разбиралась «НГ».

Зона опережающего развития и больших инвестиций

Во всех чиновничьих документах Красноярский край называют зоной опережающего развития страны. На языке обычных людей это значит, что это – самый богатый регион, куда выстроилась очередь из инвесторов. Здесь работают компании из высшего бизнес-эшелона: «Роснефть» (нефтедобыча), «Норникель», РУСАЛ (металлургия), En+ (гидроэнергетика), «Полюс» (золотодобыча) и другие. Значительная часть их проектов находится вдали от основных транспортных маршрутов. Это неизбежно сказывается на организации снабжения и быта и тормозит экономику региона.

Для простых людей проблема с транспортом стоит еще острее. Во многие уголки огромного Красноярского края (второго субъекта РФ по своим размерам) можно добраться только по воздуху. Созданная в советские времена сеть из малых аэропортов находится не в лучшем состоянии, из-за чего люди неделями ждут самолета на большую землю. Выходом из ситуации является развитие грузопассажирского хаба на базе Красноярского аэропорта, чем уже несколько лет занимается правительство региона и структуры, которые связывают с промышленником Олегом Дерипаской.

Стратегическое развитие Енисейской Сибири зависит от авиатранспортного сектора, в центре которого находится международный аэропорт Красноярска имени Дмитрия Хворостовского. Оператором аэропорта является ООО «Аэропорт Емельяново», которое входит в состав АО «ЭРА Групп», владельцем которого на паритетных началах является правительство региона и АО «Красинвест». За этой сложной схемой владения стоит фигура бизнесмена Дерипаски, с подачи которого в 2015 году началась масштабная перестройка аэропорта.

За несколько лет были построены новое здание пассажирского терминала, реконструированы технические объекты. Сейчас завершается ремонт магистральной рулежной дорожки. Модернизация аэропорта закончится в 2025 году и обойдется инвестору почти в 13 млрд руб.

Стратегическая цель международного аэропорта Красноярск – стать крупнейшим международным грузопассажирским хабом Сибири и Дальнего Востока. Сегодня он является одним из ключевых транспортных узлов страны. Красноярск занимает второе место по пассажиропотоку среди сибирских воздушных гаваней и входит в ТОП-10 по грузообороту. Со временем аэропорт, находящийся аккурат посередине трансконтинентальных маршрутов из Северной Америки и Европы в Азию, может перегнать региональных лидеров – Кольцово в Екатеринбурге и Толмачево в Новосибирске.

«Мы обслуживали по 2-3 рейса в сутки…»

«Аэропорт достаточно успешно прошел через пандемию. Мы не уволили ни одного сотрудника, не отказались от наших планов развития. Но пришлось снизить расходы почти на 90 млн руб. Благодаря мерам господдержки и экономии мы своевременно выплачивали зарплату, сумели избежать кассовых разрывов и налоговых задержек. Производственный процесс не останавливался ни на минуту», – говорит Андрей Метцлер, гендиректор красноярского аэропорта.

По его словам, бывали дни, когда в огромном пассажирском терминале было немноголюдно. «После ударного 2019 года, когда мы побили исторический рекорд по пассажиропотоку, преодолев отметку в 2,5 млн человек, аэропорт казался пустым. В разгар пандемии мы обслуживали по 2-3 пассажирских рейса в сутки. Это было непростое для нас время, но мы быстро адаптировались к ситуации и стали активно развивать грузовое направление. Это и позволило нам закончить год лучше, чем многие аэропорты», – вспоминает Метцлер.

В 2020 году пассажиропоток российских авиалиний обвалился почти вдвое. По данным Росавиации, с января по декабрь компании перевезли менее 69,2 млн человек, хотя в 2019-м это значение превышало 128 млн. В Красноярске на пике пандемии поток снизился на 88%. Сейчас отставание от доковидного 2019 года составляет 35%. Метцлер рассчитывает, что в 2021 году узел примет порядка 2,1 млн пассажиров.

Большие крылья

1 июня 2021 года красноярский аэропорт станет второй базовой площадкой для «Аэрофлота». В настоящее время авиакомпания базируется только в Шереметьево, что не совсем правильно для национального авиаперевозчика. Теперь жители Енисейской Сибири могут напрямую летать из Красноярска в Краснодар, Сочи, Симферополь и Благовещенск.

Соглашение о создании хаба «Аэрофлот», Красноярский край и аэропорт Красноярска подписали в конце марта 2019 года. На фоне пандемии официальный запуск полетов был перенесен на год.

Аэропорт Красноярска станет вторым базовым для перевозчика. В Красноярске на постоянной основе будет базироваться часть флота авиакомпании, появятся новые рабочие места для летного и наземного персонала.

Также в аэропорту Красноярска к 2025 году завершится строительство центра послепродажного обслуживания самолетов российского производства серии Superjet 100 и МС-21. По плану, центр должен включать две секции ангара на четыре борта. К этим секциям будут пристроены технические и офисные помещения.

Новая ответственность

В начале апреля 2021 года Красноярск принял в оперативное управление аэропорт столицы Хакасии – международный аэропорт Абакан. Инициатива принадлежала правительству Хакасии, которое подыскивало надежного партнера для управления региональным аэропортом.

Абаканский аэропорт – едва ли не единственный российский аэропорт, который по-прежнему находится в государственной собственности. На протяжении двадцати лет аэропорт приносил убытки. Чтобы сделать его как минимум безубыточным, власти региона заключили договор управления с собственником красноярского аэропорта.

Основная цель этого тандема – развитие воздушных ворот республики Хакасия, техническое обновление аэропорта, увеличение доступности перелетов и расширение маршрутной сети. Также в случае форс-мажорных обстоятельств аэропорт Хакасии сможет стать вспомогательной точкой приема большегрузных самолетов авиакомпании «Волга-Днепр».

Новая команда менеджеров из Красноярска планирует ежегодно на 10 процентов увеличивать доходность аэропорта Абакана. Для этого внедряются новые стандарты обслуживания пассажиров, появляются новые рейсы и модернизируется инфраструктура.

Грандиозные планы

Развитию пассажиропотока будет содействовать и реализация инвестпроекта по созданию единого авиаузла макрорегиона «Енисейская Сибирь». Сейчас под управлением Красноярска помимо Абакана находятся малые аэропорты Черемшанка, Богучаны и Игарка. Их интеграция поможет ускорить модернизацию аэропорта и глубже интегрировать Хакасию с ее большим туристическим потенциалом в общий социально-экономический вектор развития региона.

Правительство Красноярского края уже направило в Минэкономразвития России заявки на создание особой экономической зоны в рамках проекта «Красноярская технологическая долина», концепцию которой предложил один из ключевых инвесторов края Олег Дерипаска.

В 2015 году Дерипаска же инициировал ряд комплексных проектов в Красноярском крае, один из которых – проект интеграции нескольких бизнесов и создания на базе аэропорта Красноярск территории перспективного развития.

Уже подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания особой экономической зоны. Ведутся переговоры с российскими и зарубежными потенциальными резидентами. На реализацию проекта будет потрачено 60 млрд руб., из них 21,6 млрд уйдет на развитие магистральной инфраструктуры.

Хаб должен сделать Красноярский край транзитной точкой международной торговли и центром производства. Для стимулирования проекта и развития логистической инфраструктуры территории вокруг аэропорта хотят присвоить статус особой экономической зоны (ОЭЗ). Это может произойти уже в 2022 году.

СПРАВКА

Международный аэропорт Красноярск – один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири и Дальнего Востока, стратегический транзитный узел в воздушном сообщении между Европой и Азией. Введен в эксплуатацию 25 октября 1980 года. С 1993 года имеет статус международного. Регулярные и чартерные пассажирские перевозки из международного аэропорта Красноярск осуществляют 16 пассажирских авиаперевозчиков по 53 направлениям.

Пассажиропоток международного аэропорта Красноярск в 2019 году составил более 2,5 млн пассажиров. В 2019 в рамках Network был признан Самым динамично развивающимся аэропорт Евразии. В 2020 году аэропорт занял второе место в рейтинге Forbes самых удобных аэропортов и третье место в номинации «Лучший субъект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» премии Транспортная безопасность РФ. В феврале 2021 года международный аэропорт Красноярск получил главную отраслевую награду «Лучший аэропорт: противостояние вызовам 2020» в VII национальной премии «Воздушные ворота России».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
1169
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1143
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1478
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
1412

Другие новости