0
2170
Газета Антракт Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

Балерина без лимузина

Тэги: ананиашвили, балет, семья, гастроли


- Нина, как же вы обойдетесь с этими тремя "круглыми датами"?

- День рождения - семейный праздник, и публично отмечать его я не буду. Хотелось, конечно, станцевать в Москве новый балет, но не получилось: у театра Алексея Фадеечева, с которым я работаю, отобрали полуподвал, в котором размещалась репетиционная база. А вообще-то нынешний год особый. Исполняется десять лет моего сотрудничества с ABT - Американским театром балета в Нью-Йорке. И пятнадцать лет моему счастливому браку (как один день!).

Подводить какие-то итоги не хочется. Со стороны кажется, что моя жизнь прошла на чемоданах. Это правда. Но в Москве я не сделала бы и половины того, что станцевала за границей. А так могу сказать, что в профессии я абсолютно счастливый человек.

- Как устроена жизнь международной звезды? Что входит в ваш типовой контракт - отель "пять звезд" и лимузин к подъезду?

- Прозвучит нескромно, но пригласить меня в западную труппу - это дорогое удовольствие. К счастью, я могу выбирать, где мне танцевать: предложений столько, что от многих приходится отказываться. Но Ковент-Гарден, Датский королевский балет, тот же ABT в разные периоды жизни были моими творческими домами. Со своей стороны, я на сцене всегда стараюсь выступать по максимуму. Для того же всегда оговариваю в контракте право выбирать партнера. А принимающая сторона обеспечивает нормальные условия. Естественно, я летаю только первым классом, хотя бы потому, что невозможно десять часов сидеть в узком проходе. Тело затекает, а вечером того же дня может быть спектакль. И так приходилось в самолете разминаться. Стюардессы узнают меня и разрешают подвигать ногами в коридоре, когда пассажиры засыпают...

Но ни разу в жизни я не требовала именно лимузин. Достаточно того, что само собой подразумевается контрактом: меня на нормальной машине привозят в театр и отвозят в комфортабельную гостиницу.

- Значит, про вас не напишут, как про других: звезда отказалась выступить потому, что мрамор в ванной вопреки контракту был не розовый, а белый и сама ванна оказалась размером не восемь на десять метров, а чуть поменьше...

- Вы наверняка говорите про мир эстрады. Там скандал помогает удерживать внимание публики. У меня другая профессия. Но в том, что такое вообще происходит, есть доля вины прессы. Система какая-то ужасная сложилась: рассказать о чем-то хорошем - это не новость. Новость, когда кого-то убили, или дом взорвали, или самолет разбился. В крайнем случае, кто с кем спит.

Этой зимой я довольно долго была в Москве и почти каждый день ходила в драматический театр, пересмотрела, кажется все премьеры. Видела "Египетские ночи" и "Войну и мир" Петра Фоменко, замечательные спектакли Юрия Любимова "Евгений Онегин" и "Театральный роман", постановки Сергея Женовача в Малом театре - "Горе от ума" и "На всякого мудреца довольно простоты". Звучит очень актуально! В эпоху Островского были клетчатые брюки, в наше время - бордовые пиджаки, а так - никакой разницы. Я увидела потрясающе талантливую актерскую молодежь! Но этих людей никто не знает, вы не увидите их лиц по телевизору. Из театра Петра Фоменко известны лишь сестры Кутеповы, действительно очень талантливые, но в этой труппе много настоящих актеров, о которых тоже надо писать и говорить. Зато вокруг узкой кучки имен - постоянный ажиотаж. Получается нелепость: сначала чего-то выжидают, проморгают настоящего актера, а когда он заканчивает карьеру или умер, спохватываются и начинают замечать. Я сейчас читаю книгу балетного критика начала двадцатого века Валериана Светлова, он об этом хорошо сказал: оценивать актера задним числом - все равно что бальзамировать труп. У нас такая профессия скоротечная, что поддерживать артиста надо вовремя, когда есть за что. Вот Светлов мог и ругать немилосердно, но одновременно написал про балерину: один ее поворот значит больше, чем все искусство Италии. Представляете?

- К сегодняшнему дню вы достигли положения, когда в любой момент можете позволить себе предпочесть не очень прибыльное, но интересное предложение богатому, но творчески скудному контракту...

- Я всегда выбираю только то, что мне хочется танцевать, потому что знаю - деньги потратишь, а позор останется. В профессии балерины действует жесткое правило: если не будешь искать слишком легкого заработка и популярности любой ценой - заработаешь репутацию, которая в конечном счете даст тебе и гастроли, и роли. Все знают, что я - человек слова. Несколько раз меня приглашали выступить в Парижской опере, что, конечно, интересно и заманчиво. Каждый раз предлагаемые дни совпадали с датами моих спектаклей в ABT. Чтобы не нарушать обязательств в Америке, я всякий раз отказывала французам. Но они оценили, что я не отказываюсь от подписанных контрактов: значит, со мной можно иметь дело, я никакой театр в принципе не подведу.

- А правда, что спонсоры на Западе дают театру больше денег, если вы выступаете там несколько раз в сезон?

- Бывает и так, что американцы, которые хотят меня видеть на сцене, говорят: если вы пригласите Ананиашвили, мы дадим лишние сто тысяч. В первый раз я приехала в ABT после того, как худрук Кевин Маккензи (он только что принял руководство, труппа находилась в огромном "минусе") сказал мне: "Нина, сейчас у меня ни цента нет, но ты нам нужна". Я ответила: "Давай приеду, станцую один спектакль, а вы посмотрите". Приехала, причем за свой счет, выступила. После этого в театр пришли и спросили: "Что мы должны для вас сделать, чтобы Ананиашвили здесь танцевала?" Я, к счастью, смогла вернуть зрителя, который ушел из-за того, что старые звезды уже покинули сцену, а новые еще не появились. Вслед за мной Маккензи пригласил замечательных танцовщиков: Хулио Бокка, Владимира Малахова, Хосе Карреньо... Конечно, приятно слышать, когда говорят, что часть нынешнего успеха ABT - моя заслуга.

- Не балерина, а палочка-выручалочка. И получается так, что ваши друзья - одновременно ваши поклонники...

- У меня вообще преданные и тактичные зрители. Они никак не навязываются, просто ходят на мои спектакли. В Нью-Йорке есть такой человек, он кубинец, режиссер драматического театра.

Не пропускает ни одного моего выступления в зале Метрополитен-оперы, где проходит сезон ABT, всегда кричит "браво, Нина" каким-то особенным, зычным голосом, который ни с каким другим не спутаешь. В Москве у меня тоже замечательные поклонники. Конечно, я отношусь к ним с большой симпатией, потому что у Большого театра есть реальная опасность потерять неслучайного зрителя. При ценах на билеты больше, чем в Лондоне, на фоне наших массовых зарплат... Говорили, что это делается для борьбы со спекулянтами, но они как стояли у театра, так и стоят. А многим настоящим ценителям балета попасть в театр не по карману.

- Многие российские звезды балета возглавили западные труппы. А вам поступали такие предложения?

- Если вы меня спросите, могла бы я, - отвечу "да". А если полюбопытствуете, хотела ли, - отвечу "нет". Это очень большая ответственность. Мне больше нравится преподавать.

- Профессия балерины принципиально аполитична. Но вы грузинка, живущая в России. Не пытались ли вас привлечь на свою сторону те или иные силы в условиях недавнего конфликта между двумя странами? Ведь дело дошло чуть ли не до войны...

- Меня все это, безусловно, касается, и очень болезненно. Часто возражаю тем, кто считает, будто чуть ли не все проблемы России на Кавказе связаны с Грузией. Пришлось об этом говорить на круглом столе в московской мэрии. И не только это волнует. Как прочту газету или посмотрю телевизор - любые проблемы кажутся мелкими, когда узнаешь, что в России катастрофически сокращается население, а количество беспризорных детей исчисляется больше чем миллионом. Это же треть населения Грузии! Просто кошмар. А жуткое состояние детских домов! Я сейчас стараюсь им помочь. Есть такое благотворительное общество "Мурзик" - адресная помощь детям-сиротам.

- Если бы вы писали воспоминания, в них была бы "только правда, и ничего, кроме правды"?

- Правда, но без склок. Я ко всем людям, которые мне делали гадости, отношусь спокойно. В театре я некоторых встречаю в коридоре и со всеми здороваюсь.

- Это те, кто при директорстве Владимира Васильева за глаза называл вас всесильной хозяйкой Большого балета?

- Да, мне об этом недавно рассказали. Очень забавно. Многим не понравилось, что я станцевала в первом составе балета "Дочь фараона", и никто не спросил, кого выбрал сам хореограф, никто не вспомнил, что в течение двадцати лет у меня в ГАБТе не было ни одной премьеры и ни одного случая, когда я отобрала бы у кого-нибудь спектакль. Что об этом говорить! Я лучше процитирую Катулла: "Цезарь, мне безразлично, вы белый или черный, и уж совсем мне все равно, нравлюсь я вам или нет".

- А ваши отношения с Большим сейчас - это...

- Восемь спектаклей в сезон без зарплаты (я так решила), только гонорары за выступления.

- Поговорим о вашей семье. Майя Плисецкая сказала: "Сколько раз я мужа не слушала - столько раз проигрывала". А вы что об этом скажете?

- То же самое.

- Потому что в Грузии принято всегда слушаться мужчину или мнение Гии Вашадзе для вас авторитетно?

- Когда рядом с тобой умный и образованный человек, руководитель очень большого дела, это происходит само собой. Я приведу вам пример. Когда мы познакомились, он увлекался главным образом драматическим театром и не понимал в балете. Но Гию задело, что он не может разобраться в моих разговорах с коллегами. И за два месяца он не только выучил всю балетную терминологию, но и стал специалистом в классическом танце. То же самое произошло с оперой, которую муж обожает. Сегодня он может поддерживать разговор на равных с любым певцом или дирижером. Хотя это совершенно не его профессия, Гия окончил МГИМО. А не так давно он поразил меня тем, что научился прекрасно готовить и угостил какими-то сложными блюдами китайской кухни.

- Говорят, что прима-балерина Ананиашвили тоже не чужда кулинарному искусству...

- Я люблю кулинарить на кухне, если есть время. Когда принимаю гостей, готовлю блюда грузинской кухни, которым меня научила мама. И еще итальянскую пасту, мы ее очень любим.

- Какие встречи оставили особенно заметный след в вашей жизни?

- Общение с Кеннетом Макмилланом, великим английским хореографом. Еще - Бен Стивенсон, который сочинил для меня балет "Снегурочка". Балерины Тамара Туманова и Сьюзен Фаррел. Танцовщик Эдуардо Виллела. Мои педагоги Наталья Золотова и Раиса Стручкова. Знакомство с Зоей Богуславской, она интереснейший человек.

- В Англии недавно прошел всемирный съезд балетных худруков. А не пора ли собрать мировой конгресс балетных премьеров?

- Давно пора. Именно об этом я недавно говорила в Милане с примой балета театра Ла Скала Алессандрой Ферри. Мое поколение танцовщиков постепенно уходит со сцены. Но у нас очень большой опыт. Мы обсудили бы, куда идет наше искусство и что надо сделать, чтобы классический балет не превратился в спортивную погоню за трюками и не затерялся в новом столетии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
405
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
489
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
564
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
544

Другие новости