27.11.2002 00:00:00

Метановый разум и космические медузы

Тэги: титан, инопланетяне, метан, разум

Нет, что с нами ни делай, а все-таки мы романтики. С совершенно оторванным от реальности энтузиазмом мечтаем мы встретить где-нибудь братьев по разуму, хотя что мы этим братьям, что они нам - совершенно непонятно. Но вот так оно происходит. Любим мы эту тему. Особенно если она касается происходящего в непосредственной близости от Солнца, то есть там, куда уже сегодня могут дотянуться наши - точней, американские - космические корабли.

Встретить зеленых человечков на Марсе мы уже не надеемся - хотя бы уж микробов каких-нибудь, и то прибыль. Недавно вот снова заговорили о возможности жизни на Венере - не на самой поверхности (там совершенно адская сауна), а повыше, на тех высотах, где и давление подходящее, и температуры, и вроде бы даже следы жизнедеятельности каких-то микроорганизмов обнаружены путем специальной спектроскопии┘ Но проблема в том, что с микробами особо не поболтаешь, хотелось бы чего-нибудь поинтеллектуальнее, что ли.

С этой точки зрения наиболее перспективен Юпитер, причем не сам Юпитер, а его спутники, в первую очередь Европа. Года полтора-два назад "НГ" писала об этом интересном небесном теле - размерами примерно с нашу Луну и очень холодном. Атмосферы там, конечно, нет и не предвидится, но есть океан, некий такой солярис, покрытый невообразимо толстенной коркой льда. О существовании этого океана астрономы подозревали давно, однако серьезные основания утверждать такое получили лишь в самом конце века. Океан крайне фантастический - пятисоткилометровая толща жидкой воды, покрытая семидесятикилометровой коркой льда, а всего жидкой воды в этом подледном аквариуме находится как минимум в двадцать пять раз больше, чем во всех земных океанах, вместе взятых.

Юпитер, конечно, планета горячая, но расположен он куда дальше от Солнца, чем уютная для жизни Земля. На его лунах, точней на их поверхностях, царит мороз, очень близкий к абсолютному нулю градусов. Но тут есть одна маленькая деталь - приливные силы несравнимы по мощности с нашими хиленькими приливами. В каменном ядре Европы это вызывает небывалой мощности тектонические процессы, которые могут нагревать европианский океан до температур, при которых вполне могут образоваться и микроорганизмы, и даже что-то медузоподобное - словом, жизнь.

Но особенно заинтересовали астрономов, причем самых романтических представителей этого племени, трещины на поверхности океанского льда Европы. Это уже совсем из разряда фантастики, но романтики утверждают, что некоторые из этих трещин очень уж напоминают шоссейную карту с транспортными развязками и т.д.

Словом, в последнее десятилетие Европа в качестве кандидата на носителя внеземной жизни стала одним из основных претендентов. Главное затруднение - наличие этой жизни доказать пусть даже и в отдаленном будущем. Это ж надо как минимум пробурить сто километров льда и добраться до жидкой воды в условиях, где хорошо, если гелий жидкий. К тому же ниша для жизни на Европе при полном отсутствии солнечной энергии, от которой океан экранирован многими десятками километров льда, чрезвычайно узка даже с точки зрения сверхоптимистов - она ограничивается разве что весьма специфической жизнью в окрестностях термальных источников┘ Словом, до последнего времени считалось, что жизнь, может быть, там и есть, но ее можно пожелать только нашим злейшим врагам.

Однако в последние месяцы интерес к поиску жизни на Европе резко возрос. Начался европианский бум где-то с месяц назад, когда были опубликованы результаты анализа фотографий поверхности Европы, сделанных в 1998-м году космическим зондом Галилео. Выяснилось, что в некоторых местах лед, покрывающий европианский океан, далеко не так толст, как думали раньше. Конечно, хрупкой корочкой его все равно не назовешь, даже при очень богатом воображении, - толщина его в этих самых некоторых местах не превышает десяти километров, однако это уточнение меняет всю картину происходящего на Европе.

Дело в том, что, как уже говорилось, внутренности Европы постоянно содрогаются под воздействием весьма активных тектонических процессов. Больше того, ледяная корка "работает" в некотором смысле примерно так же, как и земные тектонические плиты - одна плита трется о другую, налезает на другую, в результате чего происходят европотрясения. Гор, правда, в результате всех этих встрясок не возникает - другие условия, внизу жидкость, да и лед по параметрам не сильно похож на камень, так что все заканчивается не больше, чем гигантскими трещинами, там, где лед тоньше десяти километров. Он трескается. В трещины под давлением регулярных, случающихся два раза в неделю, приливных сил поднимается вода вместе с микроорганизмами, те, не успев выморозиться, принимают солнечные ванны и постепенно (процесс идет миллиарды лет!) начинают приспосабливаться к фотосинтезу, а следовательно, в дело вмешиваются кислород и углекислый газ, после чего во время отливов спускаются вниз и делятся полученным опытом с окружающими. Сухой остаток - из-за тонкого льда и активной тектоники ниша для возникновения жизни на Европе существенным образом расширяется. Можно даже сказать, что жизнь там есть с очень большой вероятностью. Пусть в виде микробов, а если помечтать немного, то и вообще медуз. Те, правда, тоже глуповаты для непосредственного контакта, но ведь черт их знает, куда они могли эволюционировать за четыре с половиной миллиарда лет существования Солнечной системы!

Не успели романтики поиска братьев по разуму восторженно перевести дух от этой потрясающей новости, как поступила другая, не менее потрясающая. Ее озвучила группа американских ученых из Университета штата Колорадо во главе с профессором Робертом Паппалардо. Паппалардо с коллегами обнаружил на ледяной поверхности юпитерианской луны не только уже упомянутые трещины, но колодцы!

Нет, нет, нет и еще раз отнюдь нет! Ни в коем случае не намекаем мы на то обстоятельство, что колодцы эти могут оказаться делом рук разумных существ; это было бы неприлично.

Но происхождение их загадочно. Что это за такие колодцы, которые Паппалардо называет "лифтами"? Откуда они? Сам Паппалардо считает, что это следы падения крупных метеоритов - что ж, возможно.

Колодцы эти, многие из которых по нескольку километров в диаметре, ученый потому называет лифтами, что по ним - опять же в результате приливных сил - то поднимаются, то опускаются некие микроорганизмы. А это вам уже не щелочки между тектоническими ледовыми плитами, а полноценное многокилометровое водное пространство, гуляющее туда-сюда.

"Всего в миле, максимум в двух от поверхности, - говорит Паппалардо, - температуры достаточно высоки, чтобы позволить организмам, живущим в океане, пережить путешествие по "лифтам" наверх".

Взбудораженные всеми этими сообщениями европологи ждут теперь следующей миссии на таинственную юпитерианскую луну. Конгресс США уже проголосовал за соответствующее постановление и, если ничего дурного не произойдет, в 2010-м году к Европе направится следующий космический зонд, куда более технически совершенный; он, как предполагается, передаст Земле намного больше сведений о жизни на Европе.

А даже если он и не принесет ничего положительного об этой жизни, не беда. Есть еще масса темных пятен в Солнечной системе, где может таиться жизнь.

Во-первых, Европа не одна. Она относится к классу так называемых галилеевых лун Юпитера (Европа, Ио, Каллисто и Ганимед), и каждая из этих лун скорее всего покрыта водяным океаном. На них тоже можно искать жизнь. Кроме того, есть такой Титан, спутник Сатурна, очень интересное местечко. Кислородом там, правда, даже не пахнет, а пахнет метаном. Год назад в журнале "Сайенс" была опубликована статья астрономов К.Гриффита и Дж. Холла из Аризоны, которые, ссылаясь на снимки, сделанные космическим телескопом им. Хаббла, утверждали, что на Титане обнаружены в большом количестве метановые облака. Утверждалось также, что метан в титановской атмосфере совершает тот же круговорот, что и вода в земной.

По предположениям некоторых ученых, на Титане кроме океанов есть еще и реки, где условия для зарождения жизни еще более благоприятны, чем на Земле, поскольку речные долины Титана существенно обширнее и глубже земных.

По мнению Михаила Смирнова, ведущего научного сотрудника Института астрономии РАН, для круговорота метана в титановой природе условия как раз подходящие. Но это совершенно не тот мир, к которому мы привыкли: "Там действительно вполне могут быть метановые озера, болота, моря и даже океаны. Если там есть водяной лед, то это принципиально нетающая скальная порода, из которой могут формироваться горы".

Насчет жизни все немного сложнее, но хотя бы теоретически она все-таки возможна. Тамошние существа, если они есть, коренным образом отличаются от земных - как мы состоим почти из одной воды, так и они состоят почти из одного метана. В наших организмах основной энергоноситель - кислород, у них эту функцию может исполнять другое соединение - скажем, циан, угарный газ или аммиак. Так что общение с титанцами, если они, конечно, есть, будет связано с некоторым риском. Лучше уж европианские медузы.