0
5066
Газета Наука и технологии Интернет-версия

25.02.2009 00:00:00

Научиться жить на Луне

Тэги: космос, луна


космос, луна Проект транспортной системы для передвижения по Луне. Один из вариантов, разрабатываемых в NASA.
Фото из журнала Muy Interesante, agosto, 2008

Существует устоявшееся мнение о необходимости предварительного детального исследования Луны автоматическими аппаратами – сначала дистанционными, затем контактными методами с доставкой образцов грунта на Землю. Некоторые специалисты говорят даже о создании на поверхности нашего естественного спутника так называемого полигона, насыщенного исследовательскими автоматами и роботами различного назначения. Лишь после этого предполагается создание обитаемой базы. Однако доктор технических наук, профессор Олег Цыганков придерживается другой точки зрения: «Автоматы могут выполнять только ограниченный спектр исследований. Поэтому считаю целесообразным сформировать на Луне долговременную обитаемую исследовательскую станцию, научиться там жить, последовательно ее наращивать и затем использовать как опорный пункт для систематического изучения Луны».

– Олег Семенович, насколько сегодня актуальны лунные проекты?

– Активно обсуждаемый этап развития мировой космонавтики – это Луна или, как для себя формулируют американцы, «возвращение на Луну». Достижение Луны включают в контекст своей космической деятельности Китай, Индия, Япония, Европейское космическое агентство. Так что космическое пространство, как и в период холодной войны, становится ареной соперничества государств. А на международное сотрудничество космические агентства идут скорее в своих национальных интересах. Позиция США по темам Луны и Марса выглядит крайне эгоцентричной.

– Но Россия не должна оставаться в стороне┘

– Однако ситуация такова, что путь на Луну для нас можно обсуждать пока только концептуально, с учетом возможностей и ресурсов. Эти два фактора и уберегут нас от копирования американского пути. На этот «зов космоса» придется искать асимметричный ответ. Особую озабоченность должны вызывать проблемы обеспечения сверхдлительных автономных полетов, например, на Марс или обустройства жилых и служебных помещений на иных небесных телах.

– Какие идеи могут быть реализованы – со временем – применительно к Луне?

– Например, регенеративная система обеспечения жизнедеятельности (СОЖ); производство из реголита (лунного грунта) и лунных пород компонентов ракетных топлив и корневых субстратов для оранжерей; масштабное преобразование солнечной энергии┘ Без успешных разработок по этим направлениям достижение Луны может оказаться бесплодным или малопродуктивным. Безусловная и первостепенная задача – организация и формирование транспортной системы по маршруту 3емля – Орбита ИСЗ – Орбита ИС Луны – Луна, с поддерживанием ее различными космическими аппаратами на разных участках.

– Как минимизировать вероятность принятия неоптимальных решений?

– Надо заменить вопрос «что делать?» на «что не делать?». Ответ – в отказе от неактуальных, затратных акций, не ведущих кратчайшим путем к решению задачи формирования лунной исследовательской станции (ЛИС) как опорного пункта для последующих экспедиций. Это поможет избежать фальстарта. Я считаю целесообразным отказаться от осуществления: выведения на орбиту искусственного спутника Луны аппаратов с общенаучными целями, не направленными на рекогносцировку мест посадки; глобального картирования поверхности; исследований по геофизике, сейсмологии, внутреннему строению Луны; буровых работ и геологических, геохимических исследований на больших площадях; разворачивания обсерватории, астрономических и астрофизических исследований и т.п.

Концепция создания ЛИС могла бы базироваться на принципах, унаследованных от орбитального комплекса «Мир».

Это: долговременность, многомодульность, последовательность сборки, дооснащение, техобслуживание и ремонт в процессе эксплуатации, сменяемость экипажа, консервация/расконсервация, периоды автономного (без экипажа) существования. При этом среди инженерных задач есть такая, от решения которой будет зависеть успех всего предприятия. Это – противостояние радиационной опасности, которая на безатмосферной Луне особенно велика.

Ведется поиск материалов и конструктивных решений для достижения необходимого уровня защиты. Но применение материалов с высокой плотностью не снимает требования минимизации массы конструкции.

– Возникает все тот же вопрос: что делать?

– Использовать для защиты от потоков ионизирующего излучения, а также от метеороидов и резких колебаний температуры местные лунные материалы. Например, получать из реголита лунобетон или формовать строительные блоки методом спекания. Это потребует наличия воды и чрезвычайно высокого энергоснабжения. Можно использовать реголит в естественном состоянии, расфасовывая его в мягкие емкости и обкладывая ими модули... Рассматриваются возможности использования особенностей рельефа... Но приемлемым может оказаться только днище старых и средневозрастных кратеров диаметром 1–2 километра.

Предлагается вариант заглубленного размещения модулей ЛИС в котлованах траншейного типа с пологими съездами. Для перекрытий под обратную засыпку и укрепления откосов траншеи может быть использована разработанная в киевском Институте электросварки имени Патона технология сварных тонколистовых металлоконструкций (0,1–0,3 миллиметра), трансформируемых химическими газообразователями. Двухметровый слой реголита станет надежной защитой от радиации, метеороидов и температуры. Таким образом, будет сооружен ангар для размещения модулей ЛИС.


Рисунок, демонстрирующий принцип безшлюзового выхода из гермоотсека.
Схема предоставлена Олегом Цыганковым

– Но для начала работ на Луне необходима строительная и землеройно-транспортировочная техника┘

– Есть вариант – создание дистанционно управляемой технологической машины с высокой опорной проходимостью, оснащенной навесными рабочими органами. Она совмещает функции буксировщика, скрепера, бульдозера и одноковшового погрузчика. Ее максимальное упрощение, а значит, и высокая надежность достигаются отсутствием гермокабины; средств шлюзования; механизмов стыковки с другими модулями; бортовых автономных источников электропитания за счет применения кабельно-троллейной подачи электроэнергии от энергомодуля или распределителя (по опыту электротракторов и электросамосвалов 1930-х годов).

Страна, создавшая такую технику ранее других, станет на постоянной основе непременным соучастником освоения Луны.

– И есть предложения по созданию элементов такой лунной инфраструктуры?

– Например, существует и обсуждается в специальной литературе идея безшлюзового выхода из гермоотсеков в открытое пространство.

На орбитальных станциях давно проводятся эксперименты по исследованию и адаптации широкого спектра физических явлений и технологических процессов к условиям микрогравитации. Вполне вероятно, что промышленное производство на Луне будет развернуто даже раньше, чем на орбитальных станциях. Но о влиянии условий с лунной гравитацией (g=0,16) на техпроцессы нет даже теоретических работ.

Еще существенный момент. Назревает вопрос (по крайней мере для обсуждения и концептуальной разработки) о создании суборбитальной ракетной авиации. Еще в большей степени такая авиация потребуется при исследовании Марса, да и на Земле она бы пригодилась.

Наконец, вовлечение Луны в хозяйственную структуру Земли обусловит значительный грузопоток от Земли к Луне. Оптимизация по стоимости грузотранспортных операций возможна, по-видимому, путем внедрения неракетных способов выведения на лунную орбиту и прилунения. Например, применением тросовых систем и лифта; выстреливанием грузовых капсул из газовой пушки с Луны в область точек либрации системы Земля–Луна; двигателей на электрокинетическом эффекте.

– А если бы сейчас формировалась программа ЛИС-1?

– В моем представлении, она могла бы содержать следующие положения.

1. Рассматривать ЛИС как продолжение линии развития отечественных космических обитаемых станций, как их адаптацию к условиям Луны.

2. Предусмотреть сбалансированное соотношение в финансировании создания летательных аппаратов и поверхностной инфраструктуры.

3. Без форсирования, в меру возможностей, создавать многокомпонентную транспортную систему Земля–Орбита ИСЗ–Орбита ИСЛ–Луна.

4. Акцентировать внимание на создании строительных технологий, материалов и машин как на элементах инфраструктуры.

Такой комплекс работ, несомненно, принес бы плодотворные идеи, продуктивные технические предложения и конструктивные решения. Кроме того, мы бы смогли оценить информацию о пиковых достижениях в строительной индустрии; в строительно-дорожном и транспортном машиностроении; в горнорудной промышленности; подводном судостроении; практике морской нефтедобычи, могущими послужить аналогами для разработки элементов лунной инфраструктуры.

К сожалению, ценность гипотез и предложений, значение принятых решений и цена их непринятия осознаются во временной перспективе, зачастую с опозданием, как уже бывало в истории отечественной космонавтики.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
701
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
784
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
792
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
898

Другие новости