11.12.2013 00:01:00

Black Beauty – черный камень Красной планеты

Тэги: метеорит, марс, планетология, космос

Марс привлекает землян с давних времен, но научные данные о нем стали доступны только с начала космической эры, когда исследовательские аппараты трех ведущих космических держав – России, США и Европейского союза – достигли этой планеты. В предстоящем году к этой великой тройке присоединится и Индия – первая азиатская держава в марсианских исследованиях, опередившая Китай, Японию и Южную Корею, космические экспедиции которых на Марс завершились провалом.

Любопытное совпадение. Как раз накануне, 30 ноября, когда индийский космический корабль The Mars Orbiter Mission (MOM) вышел на межпланетную орбиту и после 300 дней полета достигнет орбиту Марса (680 млн км), индийский ученый мусульманского происхождения профессор Мунир Хумаюн государственного университета Флориды (США) в журнале Nature опубликовал сенсационную статью. Красную планету, оказывается, можно основательно изучать и не покидая Земли.

Вот о чем идет речь. Группа американских ученых в африканской пустыне Сахара нашла метеорит – древнейший осколок Марса, который получил название Black Beauty («Черный красавец»). Возраст осколка – 4,4 млрд лет. Стало быть, он покинул Красную планету в «младенческие» годы Марса, когда ему было не более 400 млн лет с момента его появления в орбите Солнечной системы.

Black Beauty, занесенный в каталог «марсианских пришельцев» под кодовым номером NWA 7533, в два раза старше своего «ближайшего соседа» – метеорита NWA 7034 (2 млрд лет). А возраст всех остальных марсианских метеоритов (их на сегодня насчитывается около 100), обнаруженных в различных регионах нашей планеты, колеблется от 150 до 600 млн лет.

Современные методы датировки основаны на изотопном анализе пород – радиоактивных изотопов с периодом полураспада несколько миллиардов лет, – в том числе след «родительских» изотопов. Именно исходя из этих исследований, группа профессора Хумаюна, как отмечается в упомянутой статье, уверенно определила возраст родительского тела Black Beauty – 4 млрд 400 млн лет! Эта дата чрезвычайно близка к моменту образования планет Солнечной системы – Марса, Земли и др. В этом, пожалуй, историческая ценность находки американских ученых.

Профессор Хумаюн подчеркивает, что этот черный камень «рассказывает» нам о важнейшем этапе планетной эволюции – об эпохе образования Марса, когда, по имеющимся данным, там существовали различные газы – кислород, азот, водяные пары и другие газы, включая метан. Именно их присутствие могло способствовать созданию на поверхности нарождающейся планеты первоначальной атмосферы и, возможно, даже водной оболочки на поверхности планеты. Этот период Марса, безусловно, был самым примечательным: если когда-то была жизнь на Марсе, то она могла возникнуть именно в тот момент, считает Мунир Хумаюн.

Небезынтересно в этой связи отметить, что одной из главных целей индийского марсианского спутника (МОМ) являются поиски метана в ближайшем пространстве Марса, в атмосфере Красной планеты. Его обнаружение будет свидетельствовать о наличии там каких-либо бактерий. Как известно, американский космический аппарат Curiosity не обнаружил каких-либо газов на поверхности Марса.

Что касается генезиса Black Beauty, ученые исходят из того, что он является продуктом мощных вулканических извержений на поверхности молодой планеты, которые и способствовали созданию нынешней структуры Марса. Этот период был самым активным, турбулентным периодом в истории становления Марса, бурная вулканическая активность и «вытолкнула» много «осколков» в форме метеоритов, достигших Земли. Детальное изучение этих космических гостинцев может дать немало ценных сведений об этой загадочной планете.