0
1366
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.06.2011 00:00:00

Фоторепортер и очень-очень нервно

Юлия Виноградова

Об авторе: Юлия Владимировна Виноградова - обозреватель "НГ".

Тэги: выставка, world press photo, фоторепортер, этика


выставка, world press photo, фоторепортер, этика Петер Лакатос. Прыжок самоубийцы. 1-е место в номинации "Горячие новости".
Фото предоставлено фондом "Объективная реальность"

На «Красном Октябре» вторую неделю проходит выставка World Press Photo, самого престижного международного конкурса фотожурналистов. Вторую неделю в зале, заполненном стендами с большеформатными фотографиями, толпятся люди. Ахают, охают, ухмыляются, прижимаю ладони ко рту. То, что изображено на этих фотографиях, шокирует любого. И зрителя, и фотографа. Почему же нас, и тех и других, так привлекает жестокость?

В центре кадра на фоне колючей проволоки – оторванная мужская голова. Самоубийца, поджегший себя, падает с башни. Мужчина бросает худенький трупик ребенка на гору таких же искореженных мертвых тел. Девушка с уродливым обрубком вместо носа смотрит кротким косым взглядом из-под шелкового платка. Все это сюжеты из новостей. То, о чем пишут газеты и сообщает телевизор. Война наркоторговцев в Мексике, случай в Венгрии, землетрясение на Гаити, бесправное положение женщин в Южной Африке. В Средние века публичные казни были страшно популярны. Мир изменился, изменились характер информации и картинка. Неизменным осталось только одно – наш страх смерти и одновременно наше преклонение перед ней.

Психологи утверждают, что тяга к ужасам обусловлена целым комплексом внутренних страхов и потребностей. Здесь и выброс адреналина, за которым следуют расслабление и чувство облегчения. И переживание боли и страха в воображении, что влечет за собой снижение тревожности в реальной жизни. И возможность выйти победителем из схватки сознания с Хаосом. Реальный страх, реальная смерть, угрожающая нашим близким или нам самим, пугает не только своей неизвестностью, но и тем, что ими невозможно управлять. Так, как можно управлять компьютерной игрой, вымышленным кино и даже, как ни странно, новостями. Потому что все, что представлено на фотографиях World Press Photo, случилось не с нами и не в нашем маленьком домашнем мире. И к тому же уже стало историей.

И все-таки фотохроника жизни – это не фильм и не игра. Тот, кто смотрит эти фотографии, имеет возможность отказаться от зрелища. Тот, кто снимает их, – тем более. Вопрос этический: где проходит в фотожурналистике та тонкая грань между моральным и аморальным, этикой и цинизмом, сочувствием и равнодушием?

Знакомая девушка, учившаяся на фотографа, как-то рассказывала, что один из ее преподавателей, опытный фоторепортер, работавший в крупном информационном агентстве и прошедший в одном строю с солдатами обе чеченские войны, вспоминал такой случай. Рота, в которой он находился, наткнулась на подорвавшийся эшелон, состоявший из холодильников, в которых перевозили тела погибших бойцов. Холодильники разворочило, трупы раскидало, невыносимый запах стоял на километр вокруг. Солдаты, подчиняясь приказу и превознемогая себя, начали собирать и грузить тела. А перед фотографом встал вопрос: снимать весь этот ужас и сделать себе имя уникальным репортажем или... присоединиться к людям, с которыми он ел за одним столом и спал под одной крышей. В данном случае Человек победил Профессионала. Хорошо это или плохо – каждый пусть решает сам. Вопрос открытый.


Оливье Лабан-Маттеи. Последствия землетрясения на Гаити. 1-е место в номинации "События".
Фото предоставлено фондом "Объективная реальность"

Вспоминали с коллегами другой случай, когда от какого-то конкурса фотограф был отстранен как раз по морально-этическим соображениям. Но что это был за конкурс и что было на тех фотографиях, ни вспомнить, ни найти не удалось. Стерлось, как не было. Интернет не помог, упорно рассказывая про украинца, которого дисквалифицировали с World Press Photo три года назад за то, что он убрал со своей фотографии какие-то детали. За техническую хитрость то есть, но никак не за аморальность.

Ленты фотоагентств пестрят кровавыми фотографиями. Война, терроризм, природные катастрофы – благодатная почва для людей с камерами. Впрочем, как и для всех других журналистов, цинизм которых может сравниться разве что с цинизмом хирургов. Здоровым цинизмом, позволяющим уберечь психику людей, одними их первых встречающих беду. Странно, что в нашем языке не существует для этого явления отдельного слова. Как для белой зависти, например, тоже.

Главная новость этой недели – катастрофа самолета в Карелии. Мы пишем и говорим об этом, выясняем число погибших и причины произошедшего. Сообщения на лентах – одно ужаснее другого. Но после работы мы обсуждаем абсурдную деталь, о которой большинство СМИ предпочло умолчать. Странную историю про двухметрового удава, который якобы летел на том же самолете и, увы, бедняга, не выдержал удара о землю. В отличие от своей счастливой и хранимой судьбою хозяйки. В красках представляем злосчастного пресмыкающегося и его судьбу. Почти смеемся. Вспоминаем детский стишок: «Если взрослого мыша взять и, бережно держа, напихать в него иголок, вы получите ежа...» и все последующие метаморфозы бедного существа. Наша психика действительно устала от катастроф.

И все-таки после этих кадров, острых, шокирующих, жестоких, в чем-то и правда циничных, трудно воспринимать все остальное, что не несет на себе социальной составляющей. Красота, оторванная от проблем и страданий, кажется какой-то бессмысленной. Воспринимается как непозволительная роскошь. Даже на том же World Press Photo немного чуждо смотрятся категории развлечений и природы, за исключением, пожалуй, узорных разводов нефти по поверхности Мексиканского залива. Остальное – чертовски красиво и профессионально, но нет, не здесь, не сейчас, не рядом с войной и землетрясением. А уж наткнувшись после «Красного Октября» на выставку под открытым небом на Тверском бульваре с сусально-красивенькими картинками, и вовсе становится тошно. «Смотри, это фото нашего президента», – саркастично говорит мой друг, политический журналист. И мы шутим о том, как президент властным приказом останавливает свой вертолет, чтобы сделать кадр, а пилот волнуется о недостатке топлива. Нет, продолжения не будет, его самолет в наших фантазиях не упадет. Наша психика пока еще здорова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
483
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
786
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1175
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
848

Другие новости