0
1091
Газета Внеклассное чтение Печатная версия

24.11.2005

Незамеченный юбилей Короля времени

Тэги: хлебников, юбилей

Этот материал готовился 4-6 ноября, когда Михаил Леонович Гаспаров находился между жизнью и смертью и мы постоянно держали связь с больницей. Светлой памяти М.Л.Гаспарова посвящается.

"Высокий рост, немного сутулый, как у орла, взъерошенный загорбок, "длинная" падающая походка, профиль, также схожий с величественной птицей, длинный синий глаз и чистый высокий, характерный для мыслителя, лоб, маленький изящный рот, едва пошевеливаемый волной убийственной улыбки (Хлебников никогда не хохочет), - вот отдельные черты, которые тщетно будут пытаться представить себе следующие поколения".

Таким нарисовал Хлебникова Николай Асеев - еще при жизни поэта, в 1920 году. Сейчас уже, кажется, не осталось людей, которые лично знали знаменитого поэта - главу будетлян, как называл Хлебников своих соратников-футуристов.

Через много лет Асеев в стихотворении "Сон" (1959) вновь вернулся к образу Хлебникова, но уже по-другому охарактеризовал его:

Мне снилось: Хлебников
пришел в Союз поэтов,-
пророк на торжище,
явившийся во храм;
нагую истину самим
собой поведав,
он был торжественно
беспомощен и прям.

Начиная с 1922 года, когда умер Хлебников, в обеих столицах регулярно к юбилейным датам устраивались вечера памяти и выставки, посвященные Хлебникову. Даже во время Второй мировой войны, в 1942 году, в Алма-Ате к двадцатилетию со дня смерти Хлебникова состоялся вечер памяти поэта. На нем выступили Константин Паустовский, профессор Н.Берковский и издатель и комментатор Хлебникова Н.И. Харджиев с докладом "Хлебников и Маяковский".

Нынешний юбилей Хлебникова - 9 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения поэта - прошел достаточно тихо. В эпоху постмодернизма трудно заинтересовать кого-либо, даже если речь идет о первом Председателе земного шара Велимире Хлебникове.

Буквально накануне юбилея, 1 ноября, в небольшом зале музея Маяковского прошел камерный вечер, посвященный Хлебникову. На вечере выступили писательница Лидия Борисовна Либединская, поэт Геннадий Айги, философ и поэт, профессор Вадим Львович Рабинович, лингвист Николай Викторович Перцов, директор музея Светлана Ефимовна Стрижнева и автор этих строк. Кроме того, к вечеру была приурочена небольшая выставка рисунков калмыцкого художника Степана Ботиева, автора памятника поэту на его родине - в Малых Дербетах, а также показан телефильм "Хлебниковская Астрахань", посвященный трагическому положению, в котором находится сейчас единственный в мире музей Велимира Хлебникова. Только земляки поэта откликнулись на его юбилей - в сентябре в Астраханском университете состоялась традиционная конференция - IX международные Хлебниковские чтения. И все же одно значительное событие произошло - накануне юбилея в петербургском издательстве "Вита Нова" вышла первая биография поэта, написанная Софьей Старкиной - "Велимир Хлебников: Король времени" (478 стр.), но об этой книге нужно говорить отдельно.

Хлебников умер в 37 лет, в роковом возрасте для поэтов, а его литературный путь длился всего каких-нибудь восемнадцать лет.

Давид Самойлов в связи с выходом однотомника "Творения" Хлебникова писал: "Хлебников не только великий новатор, реформатор поэтической речи, он подлинный великий поэт эпохи войн и революций, умевший вглядеться в свое время из будущего и принять его таковым, каково оно было".

Хлебников - поэт на все времена, не только величайший поэт ХХ века, но поэт будущего, и это не является гиперболой, он виртуальный небожитель или "тучежитель", как сам себя называл. Он мог "беседовать с небом на ты", но он не был космическим пришельцем. И в то же время Хлебников был земным, правда, необычным жителем, который мог чутко слышать пульс Земли и всего мира, но и одновременно мог слушать музыку сфер.

Уже в ранних стихах Хлебников - естественник и математик по образованию - предельно точно определил и сформулировал свои творческие задачи - найти связь между законами природы и человеком, между мирозданием и поэзией. В стихотворении, написанном в 1909-1910 гг. и входившем, вероятно, в ранний цикл "Конь Пржевальского", он говорит о единстве мироздания, о его целокупности:

Я не знаю, Земля кружится
или нет,
Это зависит, уложится ли
в строчку слово.
┘...........................................
Я хочу вынести за скобки
общий множитель,
соединяющий меня, Солнце,
небо, жемчужную пыль.

Мэтр символизма поэт и философ Вяч. Иванов, по свидетельству Н.Асеева, в середине 10-х годов сказал ему, что "┘творчество Виктора Хлебникова - творчество гения, но что пройдет не менее ста лет, пока человечество обратит на него внимание┘ Когда я спросил его, почему он, зная, что есть гениальный поэт, не содействует его популярности┘ и не напишет, что творчество Хлебникова - исключительно, В.Иванов с загадочной улыбкой ответил: "Я не могу и не хочу нарушать законов судьбы. Судьба же всех избранников - быть осмеянными толпой".

И он по-своему оказался прав. Действительно, при жизни его больше ругали, чем пытались понять, его ценили всего несколько друзей-единомышленников, среди которых был и Маяковский, а также Осип Мандельштам, Анна Ахматова и еще несколько поэтов. "Толпа", публика его не понимала и не признавала и считала сумасшедшим. Поэт сам писал в позднем стихотворении "Одинокий лицедей": "И с ужасом/ Я понял, что я никем не видим:/ Что нужно сеять очи,/ Что должен сеятель очей идти!"

Хлебников в этом стихотворении, чтобы найти верный путь к читателю, призывает себе в союзники даже пушкинского поэта-пророка и библейского "сеятеля пустынного".

Прошло чуть более 100 лет с начала его творческой деятельности - в 1904 году он послал на отзыв М.Горькому свою первую пьесу "Елена Гордячкина". Теперь Хлебников канонизирован, он оказал огромное влияние на всю русскую поэзию ХХ века и на русский авангард, в Астрахани в 1993 году был создан его музей, у нас и за рубежом вышло более десятка книг о нем, написаны диссертации, он переведен на многие языки мира - не случайно он выбрал для себя псевдоним В е л и м и р - сейчас выходит его второе собрание сочинений. Однако Хлебников еще до конца не понят и не прочитан. Нам и будущим "непришедшим поколениям" еще предстоит осознать и понять во всем объеме значение и величие этого выдающегося поэта и мыслителя, "воина истины" и "воина будущего", как он сам себя называл, и найти - каждому в отдельности! - свои подступы к нему, свой "верный угол сердца к нему".

Сейчас, в эпоху постмодернизма и глобализации, основные темы и идеи, которые разрабатывал Хлебников в своем творчестве: единство мира природы и мира человечества, единство культур, Запад-Россия-Восток, синтез поэзии, живописи и науки, будущая судьба всего человечества - "лю/ блю/ весь/ мир/ я", - писал он в поэме "Ладомир" - могут и должны быть востребованы, как никогда.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От корнета до «гения на белом коне»

От корнета до «гения на белом коне»

Сергей Побусько

Игорь Плугатарёв

Генерал Скобелев после боевых походов каждый раз возвращался на белорусскую землю

0
768
Лирический поэт лежит в канаве

Лирический поэт лежит в канаве

Евгений Лесин

К 70-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
1803
Исполать тебе, Эректус!

Исполать тебе, Эректус!

Дарья Корнилова

Два литклуба нашли друг друга в Доме поэтов

0
490
Наблюсти и соблюсти

Наблюсти и соблюсти

Ольга Рычкова

К 100-летию литературоведа и пародиста Зиновия Паперного вышел сборник воспоминаний о нем

0
1834

Другие новости

Загрузка...
24smi.org