1
1738
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

21.01.2013

Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но "вне Системы"

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: театр


Нападение на Сергея Филина, худрука балета Большого театра по привычке проходит по разряду новостей культуры, как прежде главными культурными новостями становились скандалы в Театре Гоголя, а до того – «педофилы», обнаруженные в премьере оперы «Сна в летнюю ночь». Страшно и хочется повторить за министром Владимиром Мединским и гендиректором Большого театра Иксановым, которые побывали в субботу в больнице у Сергея Филина, – по-разному, конечно, могут развиваться художественные споры, но как-то в голове не укладывается, что можно было вот так… Версия о том, что нападение связано с профессиональной деятельностью Филина, его работой в Большом, – по-прежнему единственная.

Если же говорить о новостях сугубо культурных, то, конечно, главным событием минувшей недели стало празднование 150-летия со дня рождения Станиславского. По такому случаю в МХТ был подготовлен юбилейный спектакль-посвящение «Вне Системы». Пьесу – всю основанную на документах – смонтировал Михаил Дурненков, до того уже испытавший Станиславского «на прочность» два года назад. Он для Театра имени Станиславского написал пьесу «Не верю» по узнаваемым и неузнаваемым мотивам «Моей жизни в искусстве». Ставил Кирилл Серебренников и, как он любит, на экране было много видео, фотографии монтировались с компьютерной графикой, прыгали буквы, но главное – главное все-таки происходило на сцене, где известные актеры и режиссеры повторяли слова, когда-то составлявшие смысл жизни великих людей русского и мирового театра.

Начал Деклан Доннеллан – за Гордона Крэга, сто лет назад восхищенного и театральным деятелем Станиславским и Станиславским – великим актером, за ним продолжили Михаил Угаров – за Немировича-Данченко, Дмитрий Черняков – за Всеволода Мейерхольда, Евгений Миронов – за Михаила Чехова, Олег Табаков в финале – за Станиславского, которого до того, молодого, «играл» Анатолий Белый, призвав все силы своего обаяния… Клим исполнил короткий, но пронзительный этюд на тему Мейерхольда в тюрьме. Почти без слов, почти без… всего. Кто-то был лучше, кто-то чуть менее интересен, все перечисленные – лучше и интереснее, к ним, на мой взгляд, необходимо добавить Аллу Покровскую и Наталью Тенякову. Главное, что удалось Серебренникову, – передать, если можно так сказать, нерв живой мысли Станиславского, его стремление двигаться дальше и дальше, артистизм в каждом жесте (переписка с двумя корреспондентками – блестящий и яркий тому пример!) и – вопреки тому, что всю неделю говорил с экрана «Культуры» Анатолий Смелянский, – неконъюнктурность. Его письмо «наверх», в котором Станиславский просит облегчить участь родных, попавших в жернова репрессий, – письмо к людям, которым он не отказывает в человеческих качествах, все равно письмо к равным, к тем, кто поймет, кто почувствует, кто разделит его волнения… Пьесы – с сюжетом, развивающимся драматическим конфликтом, не было, но сцены-сюжеты складывались в осмысленную «мозаику». Хотели, написали организаторы этого спектакля-посвящения, «представить живого Станиславского, обращенного к своему времени в той же степени, что и к новейшим временам». Получилось вполне.

На прошедшей неделе закончилось формирование конкурсной программы Берлинского кинофестиваля (он откроется 7 февраля), и в последний момент в нее вошел российский фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова по сценарию его верного соавтора Александра Родионова. Жанр фильма авторы определяют как «сельскохозяйственный вестерн». В основе – история молодого российского фермера, на чье хозяйство зарятся местные авторитеты: рэкетиры, представители краевых властей. Упертый фермер вынужден защищать свою землю с оружием в руках, другой управы на бандитов в нашей стране не найти. Дело происходит далеко от Москвы, на севере. Снимали картину в Мурманской области, в поселке Умба под Кандалакшей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Переходный период

Переходный период

Елизавета Авдошина

Владимир Панков представил премьеру в обновленном Центре драматургии и режиссуры

0
712
Прямая трансляция оперы Верди "Отелло" в постановке Royal Opera House пройдет в кинотеатрах РФ 28 июня

Прямая трансляция оперы Верди "Отелло" в постановке Royal Opera House пройдет в кинотеатрах РФ 28 июня

  

0
734
Балетный конкурс упустил будущую звезду

Балетный конкурс упустил будущую звезду

Наталия Звенигородская

Самый талантливый участник Иван Сорокин уехал с третьего тура

0
1111
Всё, что есть

Всё, что есть

Григорий Заславский

О спектакле театра "Квартет И"  "...в Бореньке чего-то нет"

0
2968

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости