0
2177
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

20.12.2015 19:09:00

В культуре. Андрею Могучему показалось, что он сделал шаг к воссоединению расколотого театрального сообщества

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ»

Тэги: петербург, бдт, андрей могучий


петербург, бдт, андрей могучий Фото сайта bdt.spb.ru

Три дня, с 14 по 16 декабря, в Петербурге проходил очередной Международный культурный форум. Трудно сказать, какова ценность этого мероприятия, ради которого некоторые его участники оставляли свой театр на гастролях в противоположном конце страны, летели сперва восемь часов до Москвы и потом еще час – от Москвы до Петербурга, чтобы узнать, например, что на авторский театр разные режиссеры и критики по-прежнему смотрят по-разному. Ну вот – приехали десятки министров культуры из разных стран и генеральный секретарь ЮНЕСКО, что само по себе продемонстрировало, что Россия – по-прежнему в центре культурной жизни. Уже хорошо. Цирк Чинизелли открыли после двух лет ремонтных и реставрационных работ, на манеж, встречаемый стоячей овацией зала, вышел великий клоун Олег Попов и исполнил номер, с которым 30 лет назад покинул СССР… Все счастливы. Это же здорово!

Можно, наверное, предположить, что от цирка, который несколько лет назад возглавил по-своему тоже великий Слава Полунин, ждали каких-то новых, других номеров, не старого, традиционного, а нового цирка, а программа открытия во многом повторяла ту, которой два года назад цирк прощался с публикой перед началом ремонта, но такое вот «повторение пройденного» рождало сентиментальные чувства, без которых в цирке, пожалуй, не обойтись, которые в цирке ценятся, и номер Олега Попова свидетельствовал как раз об этом.

Три дня заседаний разных секций завершились общим собранием в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа, где руководители секций отчитались о проделанной работе, кроме того был зачитан проект Санкт-Петербургской Декларации о защите культуры в зонах вооруженных конфликтов.

В Декларации – полтора десятка пунктов, в которых участники форума осуждают уничтожение культурного наследия и разграбление ценностей в странах, где ведутся боевые действия, а также требуют их прекратить. Сразу хочется задать вопрос: а если, как у нас не так давно в московском Манеже, произведения искусства разрушаются безо всяких боевых действий – это разве лучше?! В своем обращении участники форума обращают внимание ЮНЕСКО на необходимость укрепить потенциал оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в области культуры.

Итожа наговоренное за три дня, руководитель секции «Театр» худрук петербургского БДТ Андрей Могучий сказал, что, по его мнению, «форум сделал шаг на пути к воссоединению расколотого театрального сообщества». Странно, когда такое говорит уважаемый и умный человек, присутствующий в социальных сетях, а значит, имевший возможность увидеть, как сказанные, вполне, кстати, миролюбивые и неагрессивные, суждения мгновенно получали «отлуп» и злобно комментировались в режиме онлайн, пока на Малой сцене БДТ шел круглый стол на тему авторского театра… Блажен, кто верует. Можно вообразить, что Могучий как раз хотел такого вот примирения, с одной стороны, и объединения здоровых сил перед лицом непросвещенной агрессии, угрожающей сегодня в равной степени и театру, и изобразительному искусству, и литературе. Культуре – в самом широком смысле. Но тогда, наверное, надо помнить и о том, что «с художника спросится» и авторский театр тоже имеет свои границы и недостаточно самому назвать себя автором. В конце концов человек, который пишет на заборе три буквы, – тоже автор, ну, если мыслить широко и открыто…

Один из самых уважаемых сегодня драматургов и режиссеров, уж точно – один из лидеров «новой драмы» и «нового театра» (и конечно – авторского театра!) Иван Вырыпаев, возражая тем, кто настаивал на том, что у интерпретации и интерпретаторов нет никаких границ, сказал: «Стоит развеять заблуждение о том, что мы никогда не узнаем, что хотел сказать автор. Существует анализ пьесы, и понять пьесу можно. Пьеса в моем понимании – это ноты, такая же партитура, как у Моцарта. Мне кажется, сохранение структуры, содержания, мысли пьесы – это очень важно для будущих поколений. Применив законы драматургического анализа, можно довольно точно понять пьесу. Форма и содержание едины. Структура и есть содержание пьесы».

Слава Полунин, руководивший цирковой секцией, поделился планами возрождения школы клоунады, чего ради на свою секцию пригласил самых знаменитых мастеров своего цеха, в частности Лео Басси, великий мастер и радикал клоунского дела, поделился секретами ремесла.

Кинематографу на Санкт-Петербургском форуме была посвящена отдельная секция, где главной темой обсуждения стал грядущий Год российского кино. "Мы вспомним все великие достижения нашего кинематографа, попытаемся найти лучшие решения для развития отечественной киноиндустрии", - обозначил программу 2016 президент Владимир Путин на открытии форума. Министр культуры Владимир Мединский назвал более конкретные шаги: так, к примеру, уже точно известно о проведении ночи и дня российского кино, о том, что на удвоение количества кинозалов в малых и средних городах будет выделено 1,5 млрд руб., а также, что Музей кино в павильоне на ВДНХ превратится «в центр пропаганды российского кино». О других планах министерство пока молчит. Не прояснилась ситуация с Петербургской синематекой, создание которой обсуждается еще с прошлого года. На круглом столе, посвященном архивному кино, редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский рассказал, что отдельного здания у синематеки пока не будет, но удалось договориться с правительством города о выделении бюджета для показа архивного кино на площадках Лендока и Ленфильма – три сеанса в неделю.

На другой секции в рамках форума обсуждали внесение отечественных фильмов в список ЮНЕСКО «Память мира», где сейчас представлены картины из 49 стран, но нет ни одного российского. Опросив киноведов и кинокритиков, режиссеров актеров, операторов, редакция журнала «Сеанс» совместно с Госфильмофондом составила список из 15 работ, среди которых фильмы "Андрей Рублев" и "Зеркало" Андрея Тарковского, "Мой друг Иван Лапшин" и "20 дней без войны" Алексея Германа, "Броненосец Потемкин" и "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, "Начало" Глеба Панфилова, "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Никиты Михалкова, "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани, "Окраина" Бориса Барнета, "Судьба человека" Сергея Бондарчука и "Астенический синдром" Киры Муратовой. Чем руководствовались отборщики при составлении списка, неизвестно – отсуствие в нем некоторых дореволюционных и ранних советских фильмов вызвало недоумение у участников форума. Также, как и отсутствие в программе открытия форума, посвященной все тому же Году российского кино, упоминания о первых отечественных картинах, снятых в начале XX века. История кино здесь началась одновременно с Революцией - видимо потому, что фильмы этого периода “легитимизировали советскую власть в мире”.

Неизвестно, попадут ли русские фильмы в список ЮНЕСКО, а “Солнечный удар” Никиты Михалкова не попал в шорт-лист номинации на “Лучший фильм на иностранном языке”, выбыв из оскаровской гонки. А в Москве на неделе завершился фестиваль «Артдокфест», Гран-при которого получил фильм американца Стива Хувера «Крокодил Геннадий». Лучшей полнометражной картиной был признан «Чечен» Беаты Бубенец, специальный приз жюри получила «Саламанка» Руслана Федотова и Александра Кулака, а специальное упоминание – «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой. Победителем программы «Артдоксеть», в которой пользователи голосуют в соцсетях за лучший интернет-фильм, ожидаемо стала «Чайка» Алексея Навального. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
481
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
777
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1167
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
840

Другие новости