0
827
Газета В мире Интернет-версия

25.03.2002 00:00:00

Пакистан накануне больших перемен

Тэги: пакистан, лфк


В последние дни в очередной раз обострилась ситуация на "линии фактического контроля" (ЛФК), разделяющей индийскую и пакистанскую части бывшего Кашмирского княжества. Вчера в результате артиллерийской дуэли погибли 17 пакистанских и индийских солдат. По сообщению военного командования индийского штата Джамму и Кашмир, "неспровоцированный огонь" был открыт с пакистанской стороны в секторе Калаал, в районе Раджури. Ранее выдвинутые на передовые позиции пакистанские и индийские войска находятся в состоянии повышенной боевой готовности.

Очевидно, что столкновения на границе опять вызваны действиями исламских радикалов. И здесь вновь встает вопрос о взаимодействии между кашмирскими исламистами и отрядами талибов и "Аль-Каиды" в Афганистане. Командующий вооруженным силами США в регионе генерал Томми Фрэнкс на днях провел в Исламабаде переговоры с пакистанским президентом генералом Первезом Мушаррафом о совместных действиях против экстремистов и возможности применения тактики "горячего преследования". Интересно, что официальный представитель пакистанских властей отметил после этой встречи, что Мушарраф не дал определенного ответа.

По-видимому, в Вашингтоне все больше разочаровываются в своем союзнике - Пакистане. Несмотря на заверения Исламабада о жестком контроле горных участков границы с Афганистаном, противостоящие временному афганскому правительству соединения, а возможно, и непосредственно мулла Омар и бен Ладен перебрались в Пакистан и скрываются там, находясь под защитой родственных исламистских организаций.

Еще осенью и зимой в Пакистане были арестованы лидеры радикальных организаций, некоторых из которых приговорили к значительным тюремным срокам. Власти также задержали свыше двух тысяч активистов этих группировок и закрыли около 600 принадлежащих им офисов и штаб-квартир. В то же время силы исламских радикалов еще далеко не сломлены. Об этом свидетельствует и недавний террористический акт, совершенный в Исламабаде, когда взрыв мощной бомбы в протестантской церкви изувечил более 40 человек и унес жизни пятерых прихожан, в том числе жены и дочери сотрудника американского посольства. О том же говорит и непрекращающаяся волна терактов в Кашмире.

Понятно, что ответ исламистов на антитеррористическую кампанию может быть только таким. На массовые действия они не способны. Зато террор реально угрожает не только иностранцам и иноверцам, но и самим пакистанским руководителям. Не случайно после взрыва в церкви президент Мушарраф распорядился о замене всего руководство полиции Исламабада. Приняты меры по усилению личной охраны главы государства.

Напомним, что недавний отказ от негласного политического союза с исламистами минувшей осенью встретил в военной среде глухое недовольство. Мушарраф, в свою очередь, сменил руководство исключительно влиятельной Общевойсковой разведки и произвел ряд перестановок в военном руководстве. Однако пойти на полную чистку военной верхушки он не решился. И сейчас генерал колеблется. Несколько дней назад он провел конфиденциальную встречу с ведущими военными. На ней, очевидно, было принято решение о проведении в ближайшее время референдума по избранию Мушаррафа президентом на ближайшие пять лет. Затем президент озвучил идею референдума на встречах с парламентариями, причем его проведение ожидается в апреле. Но здесь тоже не все так просто. Во всяком случае, 23 марта, в Национальный день Пакистана, пакистанский лидер не решился заявить о референдуме в праздничном обращении к нации.

Исламистские организации, в свою очередь, консолидируются. На минувшей неделе различные радикальные группировки создали Объединение исламских партий во главе с лидером "Джамаат-е улема-е" (Сообщество богословов) Мауланой Шах Нурани. Они объявили о своем желании участвовать в предстоящих осенью парламентских выборах на любых условиях.

Исламисты, надо отметить, никогда не добивались крупных успехов на выборах, в лучшем случае за них голосовали 10% избирателей, а чаще - около пяти. Но и такая поддержка всегда давала им трибуну для парламентской деятельности. Вне парламента - как инструмент мобилизации уличной массы - они много сильнее. И, быть может, после выборов, в случае если светская оппозиция вновь будет угрожать контролю военных, последние прибегнут к испытанному средству, т.е. привлекут на свою сторону религиозные партии. А это, несомненно, отразится на общей ситуации в регионе, в том же Афганистане, Кашмире, в Центральной Азии. По существу, разорвать порочный круг можно лишь с реальным изменением структуры и существа государственной власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
805
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1065
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
851
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
694

Другие новости