0
8208
Газета В мире Интернет-версия

19.10.2016 20:15:00

Тайные джихадисты из Мосула испугали Европу

Тэги: ирак, мосул, военная операция, наступление, курды, иг, беженцы, джихадисты, европа


ирак, мосул, военная операция, наступление, курды, иг, беженцы, джихадисты, европа Иракские войска укрепляют позиции на восточных подступах к Мосулу. Фото Reuters

Наступление на Мосул, начавшееся несколькими днями ранее, влечет за собой большие риски, и речь не только о военных потерях. Еврокомиссар по вопросам безопасности Джулиан Кинг заявил, что Европе надо готовиться к притоку замаскированных под беженцев джихадистов, если силы, штурмующие Мосул, одержат победу. Ситуация осложняется и тем, что контроль над этим городом хотят получить разные игроки, имеющие политические и конфессиональные противоречия. Возможно, именно поэтому осада Мосула вышла на передний план наряду с кризисом в Алеппо.

С начала военной операции, к которой приступили иракская армия и курды при поддержке антитеррористической коалиции, из расположенного на реке Тигр города уже ушли 900 мирных жителей. 

Об этом сообщает Би-би-си со ссылкой на управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Лагеря для мирных жителей Ирака расположены вблизи Мосула – на безопасных территориях. О готовности принять гражданское население иракского города уже заявила Турция. То, что операция рискует спровоцировать гуманитарный кризис, ранее заявляла и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Правда, ситуация выглядит менее критично, чем в сирийском Алеппо, если учитывать, что иракская армия оставила гуманитарные коридоры для тех, кто хочет покинуть место боев.

По оценке самих военных, им может потребоваться две недели, чтобы добраться до Мосула, и два месяца, чтобы освободить его от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), которое считает его своей столицей в Ираке. Об этом заявил CNN бригадный генерал курдских пешмерга Сирван Барзани, добавив, что операцию осложняет плохая погода в районе боевых действий. Как ранее отмечали СМИ, проблемой для иракских войск и курдов также станет сеть глубоких подземных тоннелей, которую прорыли исламисты в надежде удержать второй по величине город в Ираке под своим контролем. Очевидно, что именно поэтому действия одной авиации не смогли бы решить проблему ИГ в Мосуле. Численность джихадистов в городе оценивается по-разному – от 3 до 6 тыс.

Тем временем Турция договорилась об участии в воздушных операциях над этим городом, сообщил турецкий министр обороны Фикри Ышик. Несмотря на жесткие разногласия с официальным Багдадом, Анкара продолжает настаивать на своем вмешательстве в боевые действия. Операция в Мосуле стала темой для разговора между президентом России Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Также российский лидер обсудил ситуацию с премьер-министром Ирака Хайдаром аль-Абади. «Президентом России выражена поддержка усилий иракских властей по искоренению очага международного терроризма, обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны», – говорится в сообщении Кремля.

Жители Мосула в разговоре с журналистами британской Guardian заявили, что боятся прихода иракских войск: они состоят из шиитских частей, а это может спровоцировать суннитские чистки в городе. По мнению экспертов, вероятность подобной резни в Мосуле остается. «Но там работает американский спецназ, который сопровождает шиитских бойцов, – пояснил «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский. – Он и тренировал эти подразделения. Поэтому скорее всего он не допустит ничего подобного».

Аналитик считает, что шиитские отряды нужны Багдаду для того, чтобы избежать курдского захвата Мосула. «Нынешняя шиитская власть в Багдаде больше всего боится, что курды могут воспользоваться ситуацией и присоединить Мосул к курдской автономии на севере Ирака, – отметил Надеин-Раевский. – Езидским формированиям они тоже не доверяют. Все сводится к тому, что заниматься порядком в городе после захвата будут именно правительственные войска Ирака, но они в большинстве своем шиитские, хотя там есть и сунниты».

Эксперт убежден, что гибель мирного населения Мосула неизбежна. «Уже есть сообщения, что боевики собирают жителей с окраин, чтобы создать из них живой щит, – заявил Надеин-Раевский. – Это обычная практика, характерная для исламистов. Наверняка боевики оставят определенное количество своей агентуры. Способны ли подразделения армии и полиции вести агентурную работу – это большой вопрос».

Главной проблемой, полагает специалист, станет необходимость «просеять» население Мосула. «Нужно знать, кто и для чего остался в городе, – пояснил Надеин-Раевский. – Из суннитских офицеров иракской армии, которые были там еще со времен Саддама Хусейна, многих начали репрессировать сами джихадисты. Внутри суннитского лагеря ситуация неоднозначная. Это гражданская война, а в любой гражданской войне есть силы, которые по нескольку раз переходят с одной стороны на другую. Я бы не исключил, что часть суннитов может оказаться в рядах правительственных войск в обмен на политические послабления и посты».

По мнению другого эксперта, гуманитарная катастрофа может возникнуть в Мосуле из-за симпатий местного населения к ИГ. «Багдад как-то заявил, что расценивает жителей восточного Алеппо (их численность, по оценке ООН, достигает 200 тыс. человек. – «НГ») как пособников террористов, – заявил «НГ» военный эксперт Антон Мардасов. – Это означает, что он готов сровнять с землей такие же кварталы в Мосуле. Но американцы проводят определенные мероприятия, чтобы таких жертв не было. Здесь еще дело в том, что большинство населения сочувствует исламистам, это значит, гуманитарный кризис однозначно будет».

Силы, которые участвуют в штурме Мосула, имеют одинаковую позицию по ИГ, но расходятся в вопросе поствоенной архитектуры города. «Турция тренировала иракских туркменов и требует для них автономии, – заявил Мардасов. – Курды говорят, что Мосул должен остаться за ними. С Мосулом соседствует много нефтепромыслов. За них и до этого была борьба, но после взятия города она усилится». Аналитик считает, что также обострятся противоречия Ирана и США. «Иран имеет огромное влияние в Ираке, большее, чем американцы, – пояснил Мардасов. – А США – только в зеленой, дипломатической зоне Багдада. Как я понимаю, у американского экспертного сообщества пока нет решения, как они будут из этого выходить. Им важнее дойти до центра города. Мы видели то же самое в Эр-Рамади и Эль-Фаллудже, когда объявляли о зачистке города, а потом еще две-три недели шли бои и оставшиеся смертники подрывали ряд правительственных позиций».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
709
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
762
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
522
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
648

Другие новости