0
586
Газета Акцент Интернет-версия

23.11.2004 00:00:00

В горах на Клязьме

Тэги: гороховец


гороховец Настоящий русский пейзаж. Вид с горы на центр Гороховца и Знаменский монастырь (за рекой).

Гороховец – возможно, единственное место на земле, где можно почувствовать дух русского города XVII века. Здесь сохранилось семь неперестроенных каменных палат местных купцов (что уже – рекорд), три монастырских ансамбля и три церкви конца XVII – начала XVIII века. И эти здания до сих пор остаются градостроительными доминантами. Уникальное для России свойство.

 

Лысая гора

 

Небольшой холм до проплешин истоптан любителями красоты и шашлыков. Лучший вид на речную пойму открывается с Лысой горы в Гороховце. Заклязменье выглядит так же, как и 100, и 1000 лет назад. До сих пор еще тянутся на многие километры глухие болота, травяные луга и святые озера.

Старинные русские города хороши поздней осенью, когда листья уже всерьез пожелтели, но еще не вполне опали, а заморозки уже ударили, но погода днем еще не стала минусовой. Тогда настроение грусти в природе замечательно подчеркивает обаяние исторического ландшафта.

Гороховец – это былинная васнецовщина в реальном пейзаже. Избы и церкви, белый камень и крашеное дерево, высокий лес и шатровые колокольни. Все это разбросано по холмам по долам и обрамлено неторопливой рекой Клязьмой. Неповторимую красоту месту придает динамическое сочетание «гор» и белокаменных зданий. А главное – почти полное отсутствие следов индустриализации. Разве что судоремонтный завод, давно уже заросший лесом, да еще один заводик помельче, с трубой, да телемачта, но они не портят общей благостной картины.

«Помню, мальчишки залезали на крыши – смотрели, как немцы летят Нижний бомбить», – говорит смотрительница местного музея. Гороховец не бомбили: он был в глубоком тылу. И старинных храмов с монастырями здесь при советской власти не сносили – просто приспосабливали под жилье, под склады, под что угодно еще (до сих пор одна из церквей XVII века здесь занята физкультурной школой). Поэтому город развивался естественно и последовательно.

Гороховец при взгляде на него с левобережья, от Знаменского монастыря дает образцовую панораму для киношника. Мало где в средней полосе России можно встретить настолько не обезображенный город, расположенный так живописно. Разве что Касимов?

 

Монастырский кисель

 

Изморозь лежала на траве как украшение. Солнце светило, как сквозь марлю. «Как туман», – сказал я. «Завтра, наверное, заморозков не будет, – отозвался Андрей и взмахнул веслами. – Перед заморозками небо ясное». На реке не было ветрено, но забирало до костей. «У нас, на низком берегу, всегда холоднее», – Андрей скептически посмотрел на мою осеннюю куртку и опять неторопливо взмахнул веслами.

«Вот и еще одна причина никогда не ездить с экскурсиями», – подумал я. Мы на лодке переплывали Клязьму. Наступала зима, понтонный мост уже разобрали, и до Знаменского монастыря никак иначе было не добраться. А до монастыря нужно было добраться – хотя бы потому, что именно оттуда открывается лучший вид Гороховца – такой, что дух захватывает.

Клязьма иногда бывает полноводной рекой. Годовые отметки наводнений говорят о  том, что самым страшным было половодье 1926 года: тогда по центральной улице Гороховца можно было проехать только на лодке. Фото Владимира Захарина

«У нас сегодня кисель. Поминаем Питирима», – радушно сказала мать Ирмогена, монахиня с руками прачки. «Наша кухонная благодетельница», – называют ее насельницы. От киселя трудно было отказаться – так вкусен он был на вид. От чая отказаться было просто невозможно – за Клязьмой оказалось гораздо холоднее, чем в самом Гороховце.

За трапезой собрались меньше двух десятков женщин – негусто. На подоконниках стояли цветы в горшках, а на столах – наваристый суп, пирожки, котлетки – русская кухня в ее самом домашнем изводе. Атмосфера была ничуть не напряженной и нимало не истеричной (как это иногда бывает в женских монастырях). Но с монастырями всегда одно: чем дальше и тише, тем люди радушнее и проще. В Знаменский женский епархиальный монастырь из Гороховца добраться весной – пока лед не сошел, и осенью – пока лед не стал – невозможно.

Летом наводят мост. Зимой ездят по льду на «козле». В большой паводок монастырь оказывается на острове. «Вода дошла прямо до ограды и остановилась», – рассказывает Андрей, местный тракторист и лодочник.

 

333-й километр

 

Гороховец можно проехать насквозь и не заметить, как он хорош. Потому что он расположен слишком удобно – прямо на горьковской трассе, и слишком незаметно – центр города лежит в стороне, северо-западнее загруженной дороги, и немногие автомобилисты догадываются, что они проезжают один из самых красивых городов центральной России. Только одно, пожалуй, может остановить взгляд на 333-м километре шоссе Москва–Нижний Новгород: это красивейший деревянный особняк – совсем не сельского вида, стоящий на холме посреди обычных деревенских домов и придорожных достопримечательностей. Это дом местного богатея Шорина, поставленный в конце XIX века, и если вы увидели эту купеческую виллу, значит, вы только что пропустили поворот налево, ведущий прямо к центру города.

Другие способы добираться до города гораздо менее симпатичны. Есть, например, междугородный автобус Москва–Горький. Однако путешествие в нем неприятно и зимой (дует), и летом (жарко): либо ночь разбита, либо день потерян. К тому же обратно на автобусе можно и не добраться – он может идти из Нижнего забитым. Есть владимирская электричка, но три с половиной часа с пьяными попутчиками, которые будут нестройно горланить песни (и хорошо, если это не песня «эй ты, очкарик, дай закурить»), мало кого воодушевят, к тому же удобно состыковать прямую электричку Москва–Владимир с электричкой на Гороховец не удается, а значит, нужно либо ночевать во Владимире, либо ехать тремя электричками: Москва–Петушки, Петушки–Владимир и так далее, что обессмысливает саму идею «отдыха воскресного дня». К тому же, железнодорожный вокзал расположен больше чем в 10 километрах от города.

Гороховец расположен между Владимиром и Нижним, но гораздо ближе к Нижнему, чем ко Владимиру. Поэтому в местном эфире ловится нижегородское ТВ, а не владимирское, а добираться в Гороховец из Москвы гораздо удобнее... возвращаясь в нее из Нижнего. А еще лучше – из Дзержинска, ближайшего к Гороховцу крупного города. До Дзержинска очень уютно ехать фирменным поездом «Золотая Хохлома». А от Дзержинска до Гороховца – всего час на электричке. Или полчаса на такси (местные таксисты – не звери: 500 рублей – и вся недолга).

Гороховец–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
812
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
650
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1036
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
857

Другие новости