0
269
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.05.2008 00:00:00

Наглядное пособие


Евстигнеев ставил у нас на курсе «Женитьбу Белугина». Я удивилась, когда прочла распределение: мне досталась Елена Кармина. Героиня ≈ обычно стопроцентный проигрыш для актрисы. Чтобы она была живой, ей надо было придумать характер, что я очень люблю.

Евгений Александрович всегда всё показывал. Как педагог, он говорил меньше всех, но давал студентам в профессии очень много. «Ты должна идти с прямой спиной, у тебя приподнятый подбородок. На Белугина смотришь свысока. В высоком обществе ты настолько породиста, что всем, глядя на тебя, неприятно». Он придумал для моей героини какой-то странный куриный хохот. Я хохотала из-за кулис, как курица. Евгений Александрович никогда ничего не объяснял про сквозное действие, про сверхзадачу. Это слова, которые он не произносил. Об этом нам говорила Софья Станиславовна Пилявская, которая преподавала с ним в паре. Она отрабатывала поставленные им сцены, когда его не было. А он был для нас наглядным пособием.

Нас называли «маленькие Евстигнеевы» или «евстигнята». Мы подражали его манерам, говорили с его интонациями, мальчики ≈ его голосом. Все женщины были в него влюблены. Он входил в репетиционный зал, и все немели. От него невозможно было оторваться. Он сидел, подпирал лысину, без конца курил и смотрел, как мы репетируем. Покурит, что-то запишет. Потом нас всех собирал, надевал очки, брал свои записи, мы замирали, а он┘ не мог прочесть, что написал ≈ так быстро делал пометки. Он никогда не кричал. Однажды ему предложили стать руководителем курса. Кафедра настаивала. Он очень испугался: «Что вы, мне же придется на них кричать, придется их ругать».

Евгений Александрович не ошибался. Обладал фантастической интуицией. Умел всё: повесить шторы, починить машину. Когда брал пьесу, прочитывал и говорил: «Все понятно. Осталось только выучить текст». Он был гением. Причем с самого начала. Думаю, когда он называл своими учителями Кторова, Радомысленского, Массальского, то все-таки им в большей мере руководило чувство долга, уважение. Он пришел в Студию Художественного театра сложившимся артистом. Ведь к тому времени он окончил театральное училище в Горьком и работал во Владимирском театре, где играл по 25 спектаклей в месяц. Он уже лысый был. Когда Алексей Грибов увидел Евстигнеева, он сказал: «Вот кто меня заменит». А Грибов тоже был гением.

Когда мы уже были вместе, то, конечно, обсуждали наши работы в кино и театре. Тогда вышли «Яма», «Гулящие люди» с моим участием. Последним его шлягером стало «Собачье сердце», после которого кино в стране вообще кончилось. Кинотеатры превратились в мебельные магазины. Многие мои сокурсники, которые учились у Евстигнеева, были выброшены из профессии. Мы как-то сидели с Леной Майоровой у нее дома. Она заплакала и сказала: «Ты знаешь, что я стою в искусстве?» Открыла холодильник и вынула нераспечатанную бутылку водки «Абсолют» ≈ то, что купила на свою зарплату. Ведущая актриса МХАТа, заслуженная артистка России.

Кстати, первым антрепризным спектаклем были вовсе не «Игроки», а «Вишневый сад» Леонида Трушкина. Леня учился на 4-м курсе у Анатолия Эфроса. Он был влюблен в «Вишневый сад». Я тогда училась на последнем курсе, и Леня позвал меня на роль Ани. Он собрал артистов из всех театров ≈ тех, кто ему нравился. На роль Раневской пригласил Татьяну Васильеву. Она тогда работала в Маяковке. На роль Фирса ≈ Владимира Яковлевича Самойлова. Лопахина начинал репетировать Фатюшин, а потом эту роль сыграл Алик Антонов. Гаева играл Николай Николаевич Волков ≈ эфросовский. Мы собирались в полуподвальном помещении, репетировали какие-то отрывки. Евстигнеев говорил: «Ерундой занимаетесь! Кто это будет смотреть? Где вы будете играть?» Я отвечала: «Мы будем играть на театральных подмостках!» (Тогда ведь сцены в аренду не сдавались ≈ были только ДК.) «Для этого есть самодеятельные народные театры», ≈ говорил Евстигнеев.

Самое удивительное, что в конце концов он попал в эту историю. До премьеры оставалась неделя. Были вложены огромные деньги в декорации (Леня нашел каких-то спонсоров) ≈ в Париже заказывались деревья, огромный шкаф во всю сцену. И вдруг попадает в больницу Самойлов, и мы остаемся без Фирса. Леня Трушкин говорит мне: «Ира, я тебя прошу, нам очень нужен Фирс, поговори, пожалуйста, с Евгением Александровичем». Я ему ответила: «Приходи и сам говори».

Леня умеет заражать и убеждать... И за неделю Евгений Александрович ввелся на роль Фирса. К тому моменту Евстигнеев уже ушел из МХАТа, сыграв во всех пьесах Чехова, кроме «Вишневого сада». Он влюбился и в Трушкина, и в Васильеву. Потом уже случились «Игроки».

Я страшно комплексовала, когда нам предлагали работу в совместных проектах, ≈ сейчас об этом жалею. Слава богу, у нас все-таки было несколько совместных работ. Но видите, сегодня Евгения Александровича нет┘ а моя творческая жизнь продолжается. Я успела, уйдя из профессии, вернуться в нее. Но сейчас он не стоит рядом со мной на сцене и за руку меня не держит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
994
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
895
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
837
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
1139

Другие новости