0
3916
Газета Арт Интернет-версия

17.09.2008 00:00:00

Джармуш и Тарковский: притчи о блудном сыне

Тэги: тарковский, джармуш, режиссер, сверхъестественное


тарковский, джармуш, режиссер, сверхъестественное Заключительная сцена "Соляриса" Андрея Тарковского раскрывает фильм как библейскую притчу.
Кадр из фильма

Андрей Тарковский – безусловно, классик мирового кинематографа, величайший русский режиссер второй половины XX века. Джим Джармуш – тоже классик, он завоевал этот титул еще при жизни: в 2002 году картина Джармуша «Страннее, чем в Раю» была признана национальным достоянием США. Говорят, чем лучше пишут поэты, тем они больше похожи друг на друга. Мысль спорная, особенно если отнести ее к режиссерам. Но Джармуш и Тарковский действительно чем-то похожи: это и неспешность, и обстоятельность повествования, и любовь к долгим сценам. Среди режиссеров Советского Союза Тарковский был одним из наиболее «западных» мастеров. Это видно не только по наградам (мало ли у кого какие были премии и награды), но хотя бы по специфическому отношению к человеческому телу. Западное кино по сравнению с советским было более физиологичным, если можно так сказать, как и западная культура вообще. Европейское и американское кино с большим спокойствием допускали сцены насилия или эротику. И в этом Тарковский ближе именно к западному кинематографу. Он мог почти буквально воспроизвести сцену средневековой казни – показать, как человеку в глотку заливают расплавленный металл. В свою очередь, Джармуш в 90-е годы предвосхитил моду на Японию и вообще Азию, постигшую американский кинематограф уже в начале XXI столетия. Он же одним из первых открыл для американского зрителя постсоветскую Восточную Европу.

Но Джармуш и Тарковский не только оказались первооткрывателями иных культур для своих национальных кинематографов. В мире, одним из столпов которого стал секуляризм и скепсис по отношению к религии, они воспроизводят отношение к сверхъестественному, которое выработали их более религиозные предки. Религия в кинематографе проявляется, конечно, не только у них. Известно, например, что Квентин Тарантино – режиссер и сценарист, протестант по вероисповеданию, несмотря на то что демонстрирует в фильмах повышенный уровень насилия и преступности, которого не встретишь и в сказках братьев Гримм. Но вернемся к Тарковскому.

Известно, что для православия значим непосредственный контакт со сверхъестественным. Крестное знамение, совершаемое верующим, означает среди прочего свидетельство о приходе на землю Спасителя, пребывании с ним апостолов и всех истинно верующих. В католической традиции крестное знамение означает прежде всего личное движение к Спасителю и спасению. Иконы в православных храмах также дают верующим возможность непосредственного общения со сверхъестественным. В католицизме изображения святых, в том числе и скульптурные, никогда не имели такого значения. В протестантских храмах изображения святых отсутствуют вообще. Для православного же принципиальны непосредственный контакт со сверхъестественным и даже непосредственное пребывание в нем.

Все это можно видеть у Андрея Тарковского в фильме «Солярис», где сверхъестественное олицетворяет космический океан. Персонажи Тарковского общаются с ним – а точнее, Солярис вступает с героями фильма в общение, хотят они того или нет. Одна из конечных сцен, где Крис Кельвин встречает на Солярисе воплощение своего отца, раскрывает фильм и как притчу о блудном сыне. Вспомним, что картина открывается длиннейшим изображением японских автотрасс – нам дается начало пути, который завершается возвращением в отчий дом, пусть он и создан океаном Соляриса. И все же собственно путь и его протяженность не имеют большого значения – важна возможность приобщения к сверхреальному и сверхъестественному.

Тарковский допускает непосредственный контакт со сверхъестественным и в «Сталкере», где «зона» сама по себе – проявление такого божественного начала. Движение в «зоне» почти абсурдно. Оно не имеет направления: герои, преодолевшие значительное пространство, остаются почти на том же месте, с которого начали свой путь. Они проделывают его с величайшей осторожностью, но за ними спокойно следует собака сталкера, которой «зона» ничем, видимо, не угрожает. Этот пес – из тех, что некоторые художники эпохи Ренессанса и барокко изображали на Тайной вечере у ног апостолов (такое изображение можно найти, например, у Рубенса). И опять же для Тарковского в фильме важен не путь как таковой, а возможность духовного общения, пребывания в этом ином, сакральном мире. Отсюда и бесконечные монологи и диалоги героев, духовная сущность которых должна быть непосредственно явлена.

В католическом и протестантском сознании движение в пространстве имеет куда большее значение, чем в православном. Религиозность самого Джармуша не столь важна (отметим, что по вероисповеданию он протестант, но предки его были выходцами из католических стран). Важно, что он осознает религиозно-мифологическую основу своих фильмов. Отсылки к Священному Писанию возникают в картинах Джармуша совершенно неожиданно (маньяк с Библией в руках – это вообще одно из стереотипных клише американского кинематографа – вспомним опять же Тарантино, – только Джармуш придает этому сюжету новый смысл). Движение в фильмах Джармуша абсурдно и однообразно. Оно состоит почти из одних повторений: в картине «Вне закона» сбежавшие заключенные попадают в хибарку, которая выглядит точь-в-точь, как их тюремная камера, затем они бесконечно кружат на лодке по просторам болот. Так же однообразен путь Уильяма Блейка из фильма «Мертвец», но, с другой стороны, его движение можно считать и постепенным приближением к сверхъестественному. Это относится и к движению троицы беглецов из фильма «Вне закона», и к передвижениям персонажей во всех остальных фильмах Джармуша.

Поезд, на котором вначале едет Уильям Блейк, – это только намек на каноэ и выход в открытый океан в конце фильма. Свой настоящий путь человек начинает лишь после смерти – вечный бег сущностей по платоновским небесам. Мир вообще – тюрьма духа, и дорога дает только тень освобождения. Во многих религиях и без Платона предполагалось необходимым некое загробное путешествие. В христианстве мнения разделились: в православии переход души совершается сразу же в рай или в ад, католицизм же предполагает наличие чистилища – некоего промежуточного состояния, через которое душе предстоит пройти. Именно западные варианты христианства подразумевал Фридрих Ницше как единственно ему хорошо известные, когда говорил об этой религии как о простонародном переложении Платона.

Земные пути, о которых рассказывает Джармуш, ничем не заканчиваются или заканчиваются в буквальном смысле ничем – смертью героя. Расходятся в разные стороны заключенные из картины «Вне закона», улетает на родину Бела из фильма «Страннее, чем в Раю». И это возвращение не является тем возвращением к истокам, которым заканчивается «Солярис» Тарковского, – возвращение Белы случайно и почти бессмысленно. Ничем оканчивается путь Уильяма Блейка из «Мертвеца». Его тело отправляется в вечные скитания по просторам океана, а последнее, что он видит, – это смерть своего друга по имени Никто. У Джармуша земной путь – это отражение путей небесных, он важен сам по себе и потому абсурден. Для Тарковского путь может казаться бессмысленным, ведь конечная цель может изначально находиться в шаговой доступности, но этот путь – не просто подобие некой иной реальности, он – действителен.

Нельзя сказать, что притча о блудном сыне важнее для православной культуры, чем для католической и протестантской, или же наоборот. Но все же она по-разному в них толкуется. В русской (даже и не православной) культуре эта легенда определила восприятие Америки, которая понимается, в частности, как страна нераскаявшихся блудных сынов. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» побег в Америку почти равноценен признанию в отцеубийстве. В романе Брюсова «Огненный Ангел» главный герой побывал в Америке и уже был готов вернуться к отцу, но – растрачивает накопленные деньги и попадает под влияние «темных сил».

Отношение русской культуры к американской как к культуре «блудных сынов» имеет свою внутреннюю логику. Но что интересно, сама американская культура, по крайней мере в лице Джармуша, тоже пользуется этой метафорой для самоопределения. Путь Уильяма Блейка – путь блудного сына, ищущего отца, которого ему заменяют временные пастыри. Блейк отправляется от Кливленда, от озера Эйр, пересекает великую равнину, достигает противоположной стороны континента и исчезает в океане, раскачивающем его каноэ, как колыбель младенца. И в этом путешествии он повторяет великий путь всего американского народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1463
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3776
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2122
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2391

Другие новости