0
1741
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Репетиция приговора

Тэги: Гизевиус, мемуары


Ганс Бернард Гизевиус. До горького конца. Записки заговорщика. - Смоленск: Русич, 2002, 688 с.

Перед нами книга довольно необычная и занятная. Это мемуары государственного чиновника фашистской Германии Ганса Бернарда Гизевиуса. Среди корпуса воспоминаний о Третьем Рейхе ее выделяет фигура автора - консерватора и заговорщика, служившего в Министерстве внутренних дел до 1944 года. Гизевиус сделал карьеру в эпоху мощных социальных потрясений, от мелкого служащего криминальной полиции он дослужился до правительственного советника. При этом Гизевиус оставался консерватором и свое положение использовал для организации работы правой оппозиции и участия в германском Сопротивлении. Кульминацией его подпольной деятельности стало участие в июльском заговоре 1944 года, который закончился неудачным покушением на фюрера. Истории этого покушения и посвящена основная часть книги.

Мемуары Гизевиуса, написанные им во время службы, рисуют картину оппозиционной борьбы с режимом. Среди антифашистских групп выделяются два крыла: левые, ориентированные на восток коммунисты, и правые - консерваторы. Первые планируют революцию, ожидая поддержки от Сталина. Вторые стремятся к восстановлению буржуазно-демократической республики с сохранением основных позиций монополистического капитала и влиянием военных кругов. В самом начале Гизевиус заявляет, что "консерватизм не тождественен косности и социальной реакции". "Тот круг молодых правых, последние остатки которого можно было встретить среди трагических жертв 20 июля, чувствовал себя по своему мировоззрению несравненно более прогрессивным и европейским, нежели парламентский руководящий слой 1928-1929 годов, когда все прежние лица, сохранившие свой менталитет времен кайзеровской Германии, стремились спасти ее в рамках якобы столь новой республиканской системы".

Эти представители правой молодежи и являются героями его рассказа. Это прежде всего Герделер, Бек, Штауффенберг и все те, кто стоял за покушением 20 июля. К Штауффенбергу, ставшему на последнем этапе режиссером и исполнителем заговора, автор мемуаров относится с опаской, отмежевываясь от его социал-революционных идей. В его рассказе он предстает противоречивой, дегероизированной личностью, на которой лежит вина за провал операции.

Главной же темой для изложения становятся подпольная борьба с режимом и наблюдения за преступной деятельностью его функционеров. Эти записки - отчасти репетиция обвинительной речи, с которой Гизевиус выступит на Нюрнбергском процессе в 1946 году. Речи, в которой жестокой машине истории противопоставляются честолюбивые амбиции сопротивленцев, оставшиеся нереализованным "сослагательным наклонением" всемирной истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
883
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
764
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
890
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
598

Другие новости