0
4003
Газета История Интернет-версия

16.04.2014 00:01:00

Николай Бердяев предвидел, что его не поймут

Маргарита Силантьева

Об авторе: Маргарита Вениаминовна Силантьева – профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России.

Тэги: бердяев


бердяев Интерес к наследию Бердяева сегодня во многом определяется идеологической конъюнктурой.

Актуальность философии, может быть, и сродни злободневности. Однако ее никак нельзя отождествить ни с «вчитыванием» в тексты философов своих собственных идей, ни с успешным «перепахиванием» исторического поля под новые «посевы мысли». Говорю это не потому, что считаю собственную интерпретацию взглядов Николая Бердяева безукоризненной, но потому, что в наши дни действительно назрела необходимость напомнить – в том числе и самим себе – о требовании корректности историко-философского анализа.

Нельзя не согласиться с утверждением Анатолия Черняева, чья статья об авторе «Русской идеи» была опубликована в «НГР» от 19.03.14, о том, что «мысль Бердяева парадоксальна», а стиль «доходчив» и «публицистичен». Вывод: не разобравшись как следует с «кабинетными» рассуждениями философа, не стоит ввязываться в «трактовки» – уж очень удобно приписывать ему любые взгляды. Недаром сам философ сожалел в книге «Самопознание. Опыт философской автобиографии» о том, что его «никто не понимает». Ведь парадоксалистика – это не отсутствие логики в последовательности философских высказываний; это – диалектическая связь между такими высказываниями. И вовсе не следует из принятия Бердяевым Рудольфа Штайнера и Владимира Соловьева, Ницше и Шеллинга (и далее по списку, от античности до Хайдеггера включительно), что он – «переходящее красное знамя» между великими умами. Как не следует и то, что философ «нарезал» для себя подходящий гарнир из «выбранных мыслей» собратьев по цеху, отправляя на свалку все, что не подходило к вкусу основного блюда – отторжения Церкви, соборности; провозглашения эры «нового религиозного сознания» как торжества некоей идиллии – к примеру, отечественного гражданского общества под предводительством «грамотных» идеологов (например, интеллигенции – то есть тех, очевидно, кто «с детства воспитывался на русской литературной классике»).

Философия – не пережевывание чужих мыслей или тщание породить свои, «самостоятельные». Те, кому действительно дано мыслить (Аристотель, между прочим, полагал, что дано каждому человеку, просто потому, что он – человек; Бердяев, похоже, разделял эту точку зрения), – то есть философы, создают в соответствии со своим временем синтез тех идей, которые, в общем-то, не ими придуманы. Недаром есть выражение «вечные ценности», а истина по-древнегречески называется «алетейя», «несокрытое»…

Не побоюсь высказаться категорично: приписанные Бердяеву идеи о Церкви не соответствуют его интерпретации «нового религиозного сознания». Во-первых, «носители» грядущей «новой Церкви» для него лишь очень приблизительно вписываются в параметры «русских мальчиков», «начитавшихся литературы», – их «совесть», болеющая за народ, этому народу слишком дорого стоит (достаточно заглянуть в статью философа, опубликованную в сборнике «Из глубины») …В ранний период творчества Бердяев под «новой Церковью» действительно иногда имеет в виду гностическое понимание христианства, «третий Завет». Но никак не язычество, иронично восклицая по поводу «дионисийских» исканий Ивановских «Башен»: «Они водили хороводы, но у них ничего не получилось»… В «парижский» период он выскажется еще более определенно: «Церковь не может уехать в эмиграцию»! И будет продолжать ходить в Трехсвятский приход русской православной Церкви – той самой, патриаршей, – получая за это даже от своих единомышленников упреки едва ли не в сотрудничестве с НКВД. Заметим вскользь, что, согласно дневникам его жены, Лидии Бердяевой, такое «хождение» продолжалось каждое воскресенье в течение многих лет, за исключением тех случаев, когда он не мог подняться с постели из-за болезни.

Философ лукавит? Ищет себе адептов в рядах «наивных правоверных»? Посещает богослужения, не уважая «сам обряд»? Возможно ли это для человека, чье последнее произведение – «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» – прямо и недвусмысленно требует: для того, чтобы иметь дело с Истиной, философ должен ходить к причастию?

Спросим – где же тут свобода? И ответим сами себе словами Августина: «Возлюби Бога и поступай, как хочешь». Правда, тогда окажется, что очень мало что оказывается по-настоящему «свободно можно» (об этом книга Бердяева «Миросозерцание Достоевского»); а свобода вообще парадоксальным образом совпадает с должным, – прямо как у Канта (и об этом книга Бердяева «Царство Духа и Царство Кесаря»).

Сегодня очень соблазнительно прочитать этого автора как социального церковного реформатора, русского Лютера. Такие попытки уже имели место – специалистам известна книга М. Валлона «Апостол свободы». Только, если вспомнить, свобода у Бердяева – это Истина, а истина – это Христос. Церковь же – тот путь, который оставил Христос верующим в Него для спасения, забвение этого факта неизбежно ведет к фальши.

Нет, для неверующих – иначе. Но «оформить» Христа на свой лад не пытался даже Лютер, в этом ему «помогла» Католическая Церковь, не пожелавшая лечиться от запущенных болезней. Новое религиозное сознание потому и не противостоит свободе, что творчество должно состояться в каждом человеке, – каждый, включая самых «заблудших», должен «проснуться к духовной жизни»… Труд здесь – не протестантская добродетель, а самая что ни на есть обычная рутина, которая не дает человеку превратиться в обезьяну. Бердяев «лишь» подчеркивает «перпендикулярность» Церкви по отношению к государству. Они могут делать общее дело, но у них навсегда принципиально разные задачи. Государство спасает людей на земле, чтобы они не погибли от голода и не дрались на улице; Церковь занимается соборно-личным спасением, «непрозрачным» для отчетов и реляций.

Не питаю иллюзий по поводу современных проблем в отношениях государства и религий. Еще Августин говорил, что Церковь болеет теми же грехами, что и общество. Но очень сомневаюсь, что можно выздороветь, просто «похоронив» тех, кто болен тяжелее, чем ты («Что же это за праведники, – восклицает Бердяев, – которые спокойно смотрят на адские мучения грешников?»). Как сомневаюсь и в том, что Церковь можно свести к «официальной церковности»: в самой Церкви, насколько мне известно, нет такого понятия. Христос, как говорят православные люди, намного живее, чем на это надеются некоторые. Здесь есть о чем подумать. Собственно, к этому и зовет нас русский философ, самым верным и «понятливым» учеником которого, по моему мнению, является Антоний Сурожский.

Философ не хирург, он диагност и, возможно, терапевт. Философ Бердяев – не «прогрессист», не оставивший камня на камне от «официальной церковности», хотя инертности, лени и тупости ее нерадивых пастырей и пасомых от него досталось. И читается такая критика с болью и состраданием, а не с издевкой, – потому что бичуется грех, а не уничтожается человек.

Личность начинается с Образа, а не с «религиозного сознания». «Жалкие» христиане в жестокой Римской империи потому и были свободны и радостны, несмотря на гонения. Как отмечал Георгий Флоровский, культура (устроенность мира) и вера (а также христианство и цивилизация) вообще плохо совместимы. Это не значит, что мир (и себя вместе с ним) надо оставить «догнивать». Просто надо смотреть на вещи трезво, и это тоже может быть политикой. А Бердяев… Бердяев «лишь» дает «современному человеку» урок терпеливого и внимательного отношения к себе и миру, за который мы в конце концов ответственны перед Богом. Или по крайней мере перед другими людьми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1202
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3195
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1805
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2140

Другие новости