0
3608
Газета Люди и положения Интернет-версия

26.09.2014 00:01:00

Алиса здесь все еще живет

Тэги: биеннале, выставка


биеннале, выставка Каждая работа так и просится быть сфотографированной и выложенной в Instagram.

По пути в центр дизайна Artplay уличного искусства хоть отбавляй – всевозможные граффити и концептуально разорванные плакаты в изобилии украшают хотя бы тоннель под железнодорожными путями на повороте с Костомаровского переулка. На территории разрисованы и дома, как сейчас все чаще можно увидеть в целом по Москве, и палатки с хот-догами. Сама же первая биеннале уличного искусства «Артмоссфера» расположилась в здании, более того – на втором этаже, что на первых порах вызывает удивление.

Экспозиция оказывается городом сама по себе – коллекцией неприметных безделушек и внушительных полотен, которые вне контекста порой выглядят неуместно или даже нелепо. Тут же целый этаж удивительных приключений и социальных высказываний разных техник и размеров. Эпиграфом или предупреждающей надписью при входе могла бы послужить работа петербургской художницы Натальи Floksy с девизом на английском, который выведен на белоснежном постаменте: «Тот, кто никогда не рисовал граффити, никогда не поймет это. Тот, кто рисовал… также». Выше – три фигуры с головами – геометрическими фигурами: первая красной краской через трафарет выводит на идеально круглом лице «Can», вторая – валиком чертит синюю улыбку от уха до уха на квадрате лица, третья, с головой-треугольником, – рисует на груди черное сердце, а на лице уже красуется надпись «Not». Разношерстая троица отбрасывает тени – синие фигуры, испещренные символами и будто новогодними узорами, столь же непохожие, как разные художники. Вокруг валяются карандаши с надписями «Fake» и «Super fake».

Севастопольский художник Kislow представил котят с человеческими лицами вокруг древа познания.
Севастопольский художник Kislow
представил котят с человеческими
лицами вокруг древа познания.

Рядом с инсталляцией Floksy Стас Добрый продемонстрировал работу, которую можно принять за экспозицию музея будущего: примерно десяток маленьких фотографий, похожих по формату на кадры из Instagram, со статистикой лайков – будто публика может голосовать одним кликом, одним прикосновением. Небольшая арка, украшенная скейтбордом, соединяет стену с фотографиями со стеной-близнецом, на которой кучно висят картины с переплетающимися людьми, эдакими человечками-колобками, созданными под влиянием Пикассо.

Этаж разбит на «комнаты», где располагаются от одного до трех художников: например, севастопольский художник Kislow соседствует с французом Николасом Барромом и москвичкой Олей Iney. Первым в этом блоке бросается в глаза фантасмагорический уголок Kislow, где есть инсталляция «Замкнутый круг»: три десятка фиолетовых котят в человеческих масках бродят вокруг древа познания, а со стороны на них глядит еще один – с уже сорванным яблоком. С этой работой соседствуют три картины смешанной техники с общим названием «Мужчина и женщина»: она – луна, он соответственно солнце, а третья зарисовка – бородатый мечтатель, облаченный в одни джинсы, тащит на плече небесный остров (возможно, Лапуту), на котором огромный завод грозит облаком смрада многовековому древу с девой на красном яблоке в корнях.

Впрочем, если заходить с другой стороны, то трудно не заметить работу Баррома, который специально для «Артмоссферы» разрисовал несколько стен в духе принявшего таблетку ярости мультсериала «Время приключений»: улыбающееся печенье со слюной-повидлом, ужасающе огромные морковь и свекла, уступающие по размеру лишь драконьей голове, а за всем этим пестрящим и будоражащим воображение безобразием возвышаются трубы заводов, восточные купола и, очевидно, сам дьявол – безо рта, но с горящими глазами.

Марат Morik и часть его триптиха Body Yellow.	Фото автора
Марат Morik и часть его
триптиха Body Yellow.
Фото автора 

Чуть поодаль – художник из Новосибирска Андрей Aber при помощи акрила и чернил нарисовал несколько десятков гравюр в рамках проекта «Стенограммы состояний»: черно-белые картины 12 на 17 сантиметров, где прерывистая штриховка напоминает кривые кардиограмм. Его земляк Марат Morik представил на биеннале триптих Body Yellow: три женщины, как мужчина в триптихе Фрэнсиса Бейкона «Три этюда Люсьена Фрейда», сидят на стульях. Первая – в полоборота, желтые волосы напоминают парик, сиреневое тело скрывают лишь черные бюстгальтер, юбка и носки; она задумчиво посасывает сигарету, а в тени ее лица мерещится череп. Вторая – с обрезанными до колен ногами – распласталась головой вниз в луче желто-оранжевого прожектора, лениво стягивая трусы. Третья – негритянка с эбонитовой кожей – задумчиво смотрит на посетителей, подперев подбородок и сжав полные губы.

Задумчивость и разная степень отчаяния присущи большинству представленных на биеннале работ, которые формируют свой собственный массив адища города. Итальянец 108 представил инсталляцию из дерева, бумаги, металла и акрила «Тело – это временное пристанище» («The body is a temporary residence»), похожую на тюленя, завернутого в мусорный мешок. Москвич Nootk превратил подпирающую балку в небольшой дом с дверью № 13, двумя разрисованными окнами (на одном написано название инсталляции «Дом – там, где стены» («Home is where the wall is») и витражом, под которым расположилась фигура бутылки вина, потягивающая что-то из бокала и держащая на мизинце ключ. Сюрреалистичные карандашно-маркерные зарисовки Кости Zmogk'а метко описывает эпиграф из интервью Джима Моррисона о том, что люди боятся самих себя, боли, чувств, собственной реальности.

Работы 70 представленных на биеннале художников – 35 российских, 35 зарубежных – это 70 разных реальностей, отчаянных, ироничных, индивидуальных, групповых, цветных и монохромных. Здесь соседствуют инсталляция огромного рожка мороженого, упавшего на асфальт холодным лакомством вниз (арт-группа ZukClub), врубелевские по цветам картины серпуховчанина Романа Ремо, прибитые к дощатой стене дома 2/9, серия зарисовок «От смеха до слез» аргентинца Hyuro, наконец, серия фотографий Марты Купер, освещающих жизнь уличных художников с 1978 по 2014 год. Вкупе это все складывается в изобретательное и чуть извращенное зазеркалье города, по которому все еще бродит Алиса, но уже не из классической сказки Льюиса Кэрролла, а из какой-то переосмысленной вселенной, отягченной невыносимой легкостью бытия, – возможно, из мрачной компьютерной игры Американа МакГи.

«Артмоссфера», кроме того, затронет фасады шести домов и три троллейбуса, а также оставит след в парке искусств «Музеон» – трехметровую инсталляцию испанца Okuda.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
556
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
634
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
349
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
232

Другие новости