0
8676
Газета Кино Интернет-версия

16.01.2014 00:01:00

Лизель и Гитлер

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Лизель тайком спасает книгу. Кадр из фильма

Экранизация бестселлера Маркуса Зузака «Воровка книг», пожалуй, длинновата для «семейного» кино – дети и подростки могут заскучать. А ведь картина обращена к ним в первую очередь. Столовая ложка легкоусвояемого антифашизма нужна растущему организму – так считают американские продюсеры, и, в общем-то, они правы.

Трудно отказаться от лакомых подробностей большого романа – это проблема всех экранизаторов. В таком случае залог успеха – изобретательность сценаристов. Нужно как-то исхитриться оставить большее, отказавшись от меньшего. Создатели «Воровки» подошли к литературному источнику с почтением и трепетом, практически в полном объеме перенеся на экран эту драматическую историю времен Второй мировой войны.

Австралиец Зузак признается, что импульс к написанию романа он получил в детстве, когда слушал рассказы родителей о страшном прошлом в гитлеровской Германии. Атмосферу опасности сын эмигрантов передал потом в романе очень достоверно. Но, конечно, его роман – не исторический в полном смысле. Это сказка о храброй девочке, которая должна служить примером другим девочкам и мальчикам. Потому что в жизни – даже такой благополучной, как у большинства нынешних детей, – всегда есть место подвигу.

Главная героиня белокурая Лизель попадает в дом приемных родителей, мюнхенских обывателей. Ее родная мама – какая-то политическая деятельница-диссидентка, и в условиях наступающего режима Гитлера женщина вынуждена исчезнуть. Похоронив младшего сынишку, она отправляет дочь к новым папе и маме. Те, оказывается, встали на очередь на усыновление ради пособия. Своих детей у них нет, с работой плохо, а жить как-то надо. Когда вместо обещанных брата и сестры им привозят одну девочку, сварливая Роза недовольна. Денег-то за одного ребенка будут выплачивать меньше. Не сразу складываются отношения мачехи и дочки, потому как Роза – женщина, затюканная судьбой и оттого нервная. Только такой терпеливый, хронически интеллигентный человек, как ее муж Ханс, способен с ней уживаться. Супругов Губерманнов сыграли Джеффри Раш и Эмили Уотсон, и это прекрасный дуэт. Задумчивая, впечатлительная девочка в доме Губерманнов вырастает не только физически, но и как личность. 

Роза может замучить Лизель своими попреками по поводу разбитых коленок, испачканного платья, но будет месяцами прятать в своем подвале юношу-еврея Макса. Когда-то отец Макса спас жизнь Ханса, и теперь Губерманны отдают долг. По улицам разъезжают нацисты на мотоциклах, контакты с евреями чреваты репрессиями. Но Ханс и Роза делают все, чтобы сохранить Максу жизнь. Лизель проходит школу двойных стандартов. В школе поет нацистские песни, вскидывает руку в приветствии фюреру. Дома – проводит часы в беседах с умным, тонким и мужественным человеком. Ему нельзя высунуться на свет только потому, что он «неправильной» национальности. 

Для девочки-подростка хранить тайну ох как тяжело. Хочется рассказать о таинственном обитателе подвала лучшему другу Руди, но нельзя. Вообще многого нельзя. Например, читать иные «подозрительные» книги. А именно в таких Лизель находит пищу для души. Именно такие таскает потихоньку ото всех – то из пепелища после показательного костра на мюнхенской площади, то из библиотеки градоначальника. В дом губернатора она относит постиранное белье. И проникает в роскошную библиотеку, оставшуюся от прежней жизни. В «книжный заговор» вовлечены Ханс и Макс – с ними Лизель обсуждает прочитанное. Скованные тайной, Губерманны, Макс и Лизель составляют особый мирок внутри страшного, холодного мира гитлеровской Германии. Даже в нечеловеческих условиях можно оставаться человеком – таков неновый, но по-прежнему актуальный месседж фильма «Воровка книг».

Если на композиционную рыхлость и затянутость можно пенять, то актерский состав «Воровки» – безусловно, сильная сторона картины Брайана Персивала. Помимо «тяжеловесов» Джеффри Раша, Эмили Уотсон, хороши и главные герои – дети. Лизель сыграла юная гимнастка Софи Нелисс, которой пришлось пожертвовать участием в Олимпиаде ради роли в фильме. Начинающей актрисе пришлось сыграть и девочку, и тинейджера, и даже юную девушку – ведь в финале Лизель встречается с Максом после войны и становится его женой. Конечно, Нелисс прежде всего очень картинная арийская девочка с большими глазами и крупными кудрями. Но и в смысле исполнения она достойно провела эту роль-марафон. Одним из самых обаятельных персонажей получился мальчик Руди в исполнении прелестного белокурого Нико Лирша. Одноклассник и поклонник Лизель, он лишь догадывается о какой-то тайне в доме Губерманнов. Детское любопытство порой сильнее мальчишеского благородства. Но чувство к однокласснице неизменно, Руди готов защищать Лизель в любых обстоятельствах. Мы рискнули предположить, что дети могут заскучать на «Воровке», но, с другой стороны, можно ждать и того, что сопереживание сверстникам их захватит. «Воровка» – все-таки следующая ступень в постижении языка кино, истории после однотипных сюжетов-аттракционов. Как «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, как «Боевой конь» Стивена Спилберга, фильм Брайана Персивала говорит с подростками о чем-то главном доступным языком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
311
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
220
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
309
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
403

Другие новости