0
5239
Газета Кино Интернет-версия

26.02.2015 00:01:00

Физики и лирики. Фильм о Стивене Хокинге выходит в российский прокат

Тэги: хокинг, кино, оскар, золотой глобус


хокинг, кино, оскар, золотой глобус История любви в фильме рассказывается от лица первой жены ученого. Кадр из фильма

На прошедшей церемонии «Оскара» картина Джеймса Марша «Вселенная Стивена Хокинга» (или «Теория всего» в оригинале) претендовала на награды в пяти номинациях – статуэтка в итоге досталась исполнителю главной роли Эдди Редмэйну. Еще большей наградой, несомненно, стало одобрение самого Хокинга, которому понравился и фильм, и сыгравший его самого актер.

«Здесь все как мы любим – тяжелое заболевание и высшая математика» – так про «Вселенную», которой успех прочили еще до окончания съемок, шутили на «Золотом глобусе». Можно подумать, что история Стивена Хокинга – правда, одна на миллион – обречена на успех в любой интерпретации, но в случае с данным фильмом в формулу с болезнью и наукой добавилась еще одна переменная, любовь. Основой для сценария послужили мемуары первой жены Хокинга, Джейн, – она же стала наравне с ученым полноправной главной героиней, чья линия добавила фильму сентиментальности. Кому-то показавшейся излишней, но на деле оживившей и даже очеловечившей и без того известную всему миру историю о больном гении.

Джейн и Стивен познакомились в начале 60-х в Оксфорде, где оба готовились защищать докторские. Он – по физике, она – по средневековой литературе. Атеист, решивший объяснить устройство Вселенной одной формулой, полюбил исправно посещающую церковь по воскресеньям девушку с первого взгляда, а она пообещала остаться с ним до конца – даже после того как 21-летнему юноше поставили страшный диагноз и отмерили два года жизни.

С тех пор прошло больше полувека, почти полностью парализованный Хокинг вывел и доказал уже не одну красивую формулу – и опроверг не меньшее число некрасивых, вроде тех же врачебных прогнозов. С Джейн они расстались, но сохранили теплые дружеские отношения. Именно на этой связи, зародившейся в моменты тяжелейшего преодоления самих себя и внешних непреодолимых, казалось бы, испытаний, и держится фильм Марша. Несомненно, сказывается опыт документалиста: в 2007 году режиссер получил «Оскара» за картину «Канатоходец», еще одну захватывающую дух историю о смелом мечтателе, французе Филиппе Пети, прошедшем по натянутой между крышами нью-йоркских башен-близнецов веревке. В фильме о Хокинге не меньше акробатики и почти документальной скрупулезности. Энди Редмэйн играет человека, стремительно теряющего способность сперва ходить, потом говорить, позднее вообще двигаться – от подкашивающихся ног до недвигающихся пальцев, от невнятного бормотания, которое понимают и «переводят» только самые близкие друзья, до привыкания к компьютеру, в итоге заменившему ученому голос.

Есть и снятые «под хронику» кадры – зернистые, будто пленка или ожившие старые фотографии. На них Хокинг до и после болезни, с друзьями, детьми, женой. Джейн в исполнении Фелисити Джонсон меняется вместе с героем Редмэйна – от воздушной девочки до уставшей, самоотверженной спутницы жизни. Их история, взятая из реальных воспоминаний, конечно, художественно приукрашена, с расставленными в нужных местах акцентами, но при этом не разжевана до такой степени, что может показаться спекуляцией. Важные этапы жизни – как свадьба и рождение детей, так и научные достижения Хокинга – даны почти фоном, а на первый план выходят интимные моменты, короткие диалоги, иногда просто отдельные фразы и говорящие взгляды. Ценный прием как в документальном, так и в художественном кино, дающий зрителю право стать соучастником.

Таким приемом, кажется, становится сама болезнь Хокинга. Больше не работают интонации – у компьютерного голоса она всего одна, нет времени на долгие разговоры, но экранным Джейн и Стивену все это и не нужно. Она знает, что за искалеченной и неподвижной оболочкой все так же живет ее ироничный, смешливый, жизнелюбивый, во всех отношениях выдающийся муж, который улыбается одними глазами и отпускает язвительные комментарии, напечатанные одним пальцем. Он знает, как отблагодарить ее за все. «Кто мы? Зачем мы здесь? Если мы когда-нибудь это поймем, это будет величайшей победой человеческого разума – ведь тогда мы поймем замысел бога», – пишет Хокинг в своей новой работе, одним финальным словом обозначая всю значимость Джейн в его жизни, которая, конечно, вовсе не чудо, а труд и результат их совместных нечеловеческих усилий. В этой фразе и в следующем за ней емком, на несколько минут, прощальном диалоге с Джейн – признание веры не в бога, а в одного конкретного человека, сделавшего для Хокинга не меньше, чем он для науки. Он приходит от поисков начала Вселенной к пониманию ее бесконечности и безграничности людских возможностей, выводит свою «теорию всего»: «Мы всего лишь развитые потомки обезьян на маленькой планете с ничем не примечательной звездой. Но у нас есть шансы постичь Вселенную. Это и делает нас особенными».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
370
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
341
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
478
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
400

Другие новости