0
4157
Газета Кино Интернет-версия

11.12.2018 13:16:00

Старикам тут и место

Молодые снимают о пожилых – такой тренд высветила «Кинопроба»

Тэги: кино, киношкола, фестиваль, екатеринбург


кино, киношкола, фестиваль, екатеринбург Кадр из фильма «Куда идти»

В Екатеринбурге провели юбилейный XV фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Сегодня это одно из считаных толковых мероприятий на кинофестивальной карте России. Если прослушать на «Кинопробе» все мастер-классы, лекции, спецкурсы, выступления звездных гостей, расширение профессионального сознания обеспечено.

От других смотров студенческого/дебютного кино «Кинопроба» отличается тем, что на ней представлены не просто отдельные фильмы, но подборки фильмов разных киношкол мира. Сама собой создается своеобразная карта чаяний – откуда ждать «новой волны», а откуда еще долго не будет доноситься позывных. По результатам XV «Кинопробы» можно констатировать: по уровню студенческого кино Польша впереди планеты всей. Основные призовые позиции заняли игровые и документальная картины из польских киношкол. Прежде всего они качественно сделаны – а это такая редкость в случае кино начинающих авторов. В них почти отсутствуют типичные болезни дебютного кино: плохо прописанный сценарий, невыверенный ритм и такие «костыли», как неумолкающая музыка и ложноэффектные операторские приемы. Не хочется поддаваться суеверию, но в случае польского кино (и молодого, и взрослого) действительно кажется, что есть в поляках какой-то особый кинематографический ген, и потому их фильмы изначально застрахованы от несовершенств. Славянская эмоциональность, пристрастие к думам о смысле жизни и особом пути родины сочетаются в них со способностью трезво смотреть на героев и жестко контролировать форму своих фильмов.

Несколько фильмов из Казахстана обнаружили интересную тематическую тенденцию: их герои – подростки или юноши и девушки – страдают либо от отсутствия отца, либо от его стиля жизни и воспитания. Отца ищут, по нему тоскуют, его хотят видеть сильным, великодушным. Если верить теории, что искусство проявляет глубинные проблемы коллективного подсознания, то казахское кино сигнализирует об отчаянной нужде людей в сильном лидере. А сделаны представленные на «Кинопробе» казахские фильмы достойно. Пусть их не отметили призами, но оставили они ощущение, что кино Казахстана рефлексирует жизнь, текущий исторический период, и что зреют в нем силы для рывка, который совершили в 80-е выпускники знаменитой казахской мастерской Сергея Соловьева.

А общим для многих фильмов из самых разных киношкол стала тема старости, старческих немощей и болезней. Удивительно, но персонажами многих фильмов оказались глубоко пожилые люди, стоящие на пороге смерти. Герой картины «Я и мой отец» Александра Петжака (Гран-при), занятый и обремененный семьей клерк Давид вынужден поселить в своем доме престарелого отца, потому что у того прогрессирует болезнь Альцгеймера. Действие неигрового фильма «Куда идти» Марии Семеновой, студентки мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, разворачивается в Доме престарелых, по коридору которого днем и ночью шаркает старушка, потерявшая способность ориентироваться в пространстве. В номинации «Лучший студенческий неигровой фильм» победила ученица Марины Разбежкиной Елена Мурганова с фильмом «Инженер Федорович» – это рассказ 96-летней ослепшей, высохшей старушки о своей бурной, насыщенной эротическими приключениями молодости. И это только несколько примеров. Может быть, эта тенденция – реакция на безудержный «эйджизм», охвативший мир? Рекламный бизнес раскручивает культ молодости, а молодые кинематографисты буквально через лупу разглядывают старость…

Центром «Кинопробы» традиционно остается обжитой, удобный екатеринбургский Дом кино. Продолжается сотрудничество фестиваля с Ельцин-центром. Предоставила свои помещения и Свердловская киностудия, которая, увы, уже много лет существует как кинопроизводственная институция лишь номинально. Некогда славная советская (да и постсоветская) студия ничего не производит, большинство помещений сдано под офисы. Жаль, потому что Екатеринбург по всем статьям серьезный культурный очаг, зритель здесь пристрастный, знающий, насмотренный. Еще не все кинематографисты уехали в столицы.

Например, Алексей Федорченко продолжает жить и работать в Екатеринбурге. Совсем недавно перебрались в Москву Василий Сигарев и Яна Троянова. «Коляда-театр» поставляет кинематографистам новых звезд (кстати, визиты к Коляде стали негласной, но обязательной частью программы для гостей «Кинопробы» – в театре благодаря фестивалю перебывало множество режиссеров; в этот раз все бегали на прогоны «Оптимистической трагедии» со звездой фильма Сергея Лозницы «Кроткая» Василиной Маковцевой в главной роли). Хотя Екатеринбург не обделен кинофестивалями и регулярными визитами кинематографистов, «Кинопроба» каждый раз его будоражит, собирает полные залы на разговоры с мэтрами и модными персонами. В этот раз гостями фестиваля стали и Кшиштоф Занусси и его земляк, документалист Мачей Дрыгас, и востребованный молодой сценарист и режиссер Михаил Местецкий, и еще множество замечательных профессионалов. Зал Дома кино чуть не треснул от наплыва публики на встрече с Андреем Звягинцевым, верным другом «Кинопробы» на протяжении многих лет. Примечательно, что ждут его не только как автора фильмов, но и как мудреца, способного ответить на глобальные вопросы. Встреча началась с такого: «Скажите, а что будет с Россией?»…

Екатеринбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Надя пошла за водкой, а нашла Цыганова

Надя пошла за водкой, а нашла Цыганова

Наталия Григорьева

В фильме Владимира Мирзоева актер попадает в плен к чеховской сестре из дома с мезонином

0
710
В Екатеринбурге все мечтают "жахнуть" правящую партию

В Екатеринбурге все мечтают "жахнуть" правящую партию

Иван Родин

Несогласные объединились на довыборах в гордуму против системных кандидатов

0
1510
Медиаконструкты и конспирология

Медиаконструкты и конспирология

Георгий Почепцов

Откуда берутся онтологические  интервенции в массовое сознание

0
775
Второй круг претендентского форума перенесен на весну следующего года

Второй круг претендентского форума перенесен на весну следующего года

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Магнус Карлсен проигрывал на финише, но все равно победил в турнире

8
2467

Другие новости

Загрузка...