0
15336
Газета Кино Печатная версия

23.04.2023 19:05:00

Борис Хлебников спускает на воду "Снегиря"

В своем новом фильме о моряках-рыболовах режиссер задается вопросом о том, куда плывет Русь

Тэги: москва, кинофестиваль, ммкф, кинопремьера, снегирь, борис хлебников, кинокритика


москва, кинофестиваль, ммкф, кинопремьера, снегирь, борис хлебников, кинокритика Корабль в драме становится моделью мира. Кадр из фильма

Московский международный кинофестиваль, который проходит в этом году с 20 по 27 апреля, открылся новым фильмом Бориса Хлебникова «Снегирь». В широкий прокат драма по роману «Три минуты молчания» писателя Георгия Владимова, сценарий которой режиссер написал в соавторстве с Наталией Мещаниновой, выйдет 8 июня. Действие, как, например, и в прошлогоднем фильме – победителе Каннского фестиваля «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, разворачивается на корабле, который также становится своего рода моделью мира – в данном случае более камерной и оттого куда более внятной и отчетливой метафорой, не глобальной, а локальной, относящейся, конечно, к сегодняшней России.

Студенты мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) проходят практику на рыболовном траулере «Снегирь». В команде: Геннадий (Александр Робак) – типичный батя, который тут же берет над ребятами шефство, Юрец (Тимофей Трибунцев) – ворчливый, но веселый, местный шут, развлекающий приятелей дурацкими выходками, молчаливый дед (Евгений Сытый), кок дядя Витя (Сергей Наседкин), капитан-авантюрист (Анатолий Попов) и еще с десяток простых мужиков средних лет. Очередной рейс в водах неподалеку от Мурманска с самого начала не обещает большого улова – то тут, то там удается вытащить не больше тонны. Тем не менее Максим и Никита потихоньку обучаются ремеслу – первый старается изо всех сил и переживает из-за неудач, второй относится к происходящему как к морскому приключению, ведь мечтает он вовсе не о мореходной карьере. Просто так вышло, не поступил, куда хотел. Эта информация становится для опытных моряков-рыбаков неожиданностью. А стоит Никите озвучить свои планы на будущее – уехать в Таиланд, просто жить и быть собой, – как конфликт набирает обороты и даже оборачивается неким подобием буллинга.

Гена, сам отец двух девочек-подростков, силится понять другое поколение, даже обращается к Никите за советом: дескать, дочери теперь все больше молчат и как будто бы вообще ничем в жизни не интересуются. На что парень отвечает, что, может, и нет тут никакой загадки – может, им и правда ничего не интересно и ничего не надо. Можно ведь просто жить. Именно в этой точке в фильме происходит поколенческий разлом. Выраженный, как оказывается, не только в корабельной дедовщине – вроде без насилия, но с пренебрежительными кличками и подтруниванием над привычкой молодежи в лице Никиты долго мыться, над его нелюбовью к вареной моркови и над его морской болезнью – или же в непреодолимом стремлении «старшего поколения» нет-нет, да и обмануть систему, дерзко нарушить закон. Тот самый, который они так чтят, по которому живут на корабле и, очевидно, на суше – но без обмана не вытянешь и рыбку из пруда. Парадокс российской действительности, которой бы уже и пора жить по чести, совести и правде, а выходит только по понятиям. Быть мужиком – это и про спасение утопающих, и про то, чтобы залпом выпить коктейль из водки, пива и рыбьих мальков. А вам слабо?

«Снегирь» – предельно маскулинное кино, что в наше время, конечно, не в тренде. Но более чем уместно, для разговора о «прекрасной России» настоящего, сегодня еще отчетливее бьющейся в патриархальном угаре под лозунгом «будь мужиком». Тут нет места слезам – случайно застав расплакавшегося Никиту в углу палубы, Гена физически не может вынести увиденного. Старается, но не умеет ни сказать что-то, ни сделать. Нет места мечте – только работа, только хардкор. Нет места чувству вины – не коллективному, за которым так удобно спрятаться, а собственному. Есть место только поучительному тону, надменному взгляду с высоты прожитых лет и героизму, который вроде как искупает все. За одну загубленную из-за халатности, самоуверенности, ощущения того, что возраст дарует непогрешимость, а опыт равен мудрости, жизнь дают вдруг сразу несколько спасенных, однако для совести такой счет не пройдет.

Хочешь жить и быть собой – а кто работать будет? Хочешь в Таиланд – а что, если война, кто защищать родину будет? Для русского мужика, да и вообще для русского человека жизнь не приключение, не развлечение, и оттого, что в фильме Хлебникова мысль эта звучит где-то между строк, едва уловимая в криках чаек, грохоте мотора и шуме бушующего моря, сердце щемит еще сильнее. Как и от абсолютной финальной безнадеги. Ведь неоткуда ей взяться, этой, уже без кавычек, прекрасной России будущего, если те, кому ее строить, не переживут Россию сегодняшнюю. 


Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
836
Московский кинокластер за неделю представят иностранцам в широком формате

Московский кинокластер за неделю представят иностранцам в широком формате

Татьяна Астафьева

Производители фильмов из 40 государств обсудят в столице РФ важные проблемы и будущее индустрии

0
1281
"Горький fest" – в Нижнем Новгороде, столице закатов

"Горький fest" – в Нижнем Новгороде, столице закатов

Вера Цветкова

Ласточки в небе, яти на вывесках и много-много кино

0
1936
Мел Гибсон рисует портрет преступника

Мел Гибсон рисует портрет преступника

Наталия Григорьева

В прокат выходит фильм, роли в котором играют известный рэпер 50 Cent и сын Николаса Кейджа

0
1682

Другие новости