0
17971
Газета Кино Печатная версия

21.01.2025 18:49:00

Франсуа Озон спрашивает "Что случилось осенью"

По мнению французского режиссера, не все грибы одинаково полезны

Тэги: французское кино, франсуа озон, что случилось осенью, рецензия


французское кино, франсуа озон, что случилось осенью, рецензия За размеренной деревенской жизнью у Озона скрываются тайны. Кадр из фильма

До российского проката добрался новый фильм Франсуа Озона. Французский режиссер не снижает темпа и стабильно выпускает по картине если не каждый год, то уж точно раз в два года. Премьера «Что случилось осенью» состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне, где лента в итоге получила призы за лучший сценарий – его Озон писал со своим на протяжении нескольких лет постоянным соавтором Филиппом Пьяццо – и лучшую роль второго плана (Пьер Лоттен).

Мишель (Элен Венсан) живет одна в идиллической французской деревушке – у нее большой дом и сад, вокруг раскинулся живописный лес, по соседству живет лучшая подруга Мари-Клод (Жозиан Баласко). Вместе женщины ходят на прогулки, пьют кофе, а иногда Мишель подвозит Мари-Клод в местную тюрьму, где томится в заключении сын последней, Венсан (Лоттен). Почему – неизвестно, но обе женщины искренне переживают за судьбу парня и надеются на скорое освобождение. У самой Мишель в Париже живут дочь Валери (Людивин Санье) и внук Люка (Гарлан Эрлос), которые со дня на день должны приехать навестить бабушку, а мальчику и вовсе предстоит остаться в деревне до конца школьных каникул.

Мишель в предвкушении, вместе с Мари-Клод они набирают грибов во время очередной прогулки – самый сезон, – и женщина готовит угощения для родных. Отношения с дочерью, как оказывается, у нее напряженные – та проходит через болезненный развод, много работает, да и в целом, кажется, давно обижена на мать. С порога огрызается, заводит разговоры про то, что неплохо бы Мишель переписать на нее, помимо парижской квартиры, еще и дом, однако единственная не отказывается от грибной закуски. И уезжает на скорой с отравлением.

Этот несчастный случай запускает цепочку событий, после которых грибной инцидент покажется незначительным происшествием. С новым фильмом Франсуа Озон, последние несколько лет словно экспериментировавший с оттенками жанров – от ретро и религиозных драм до ремейка Фассбиндера и историй про мужчин, – возвращается к тому, в чем ему нет равных. Мастерской зарисовке про женщин с обязательным трупом. Невинная на первый взгляд старушка Мишель, которая сама начинает подозревать у себя начальную стадию деменции, чем дальше, тем больше раскрывается, обнаруживая не только ясный ум, но и темное прошлое – а так и не заподозришь.

По сюжету разбросаны загадки, герои многое недоговаривают, оставляя зрителю пространство для домыслов и интерпретаций. Даже основное преступление остается за кадром, а его подробности – действительно ли это преступление или же все-таки еще один несчастный случай – неизвестны, в том числе и героям фильма. Персонажи вынуждены создавать для себя версии и действовать согласно собственным домыслам, что придает фильму флер тихого детектива, даже триллера, где поиск преступника или правды – не конечная цель.

Как всегда у Озона, поражает не только филигранный сценарий и постановка, но и тончайшая актерская игра. В первую очередь, конечно, Элен Венсан, за чьим обликом божьего одуванчика в саду скрывается страстная натура, женщина непростой судьбы и характера, стойко принимающая удары и лихие повороты жизни. Многое не проговаривается, а появляется на лице, во взгляде, изгибе бровей, в движении губ. Заложенная в оригинальном названии игра смыслов (дословно с французского можно перевести заглавие фильма как «Когда приходит осень») намекает не только на смену сезонов, но и на конкретный отрезок жизни – старение, которое принято сравнивать с осенью. Но вместо сопутствующих этому образу мрачных картин увядания Озон предпочитает показать и время года как вполне солнечное, еще зеленое, плодородное, и пору жизни как еще способную принести массу приятных и не очень впечатлений – все может измениться, даже если кажется, что переменам больше нет места. Не конец, а лишь этап, после которого могут пройти еще годы и годы – много лет (и зим, и вёсен, и осеней). 


Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
1464
Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
4116
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
3932
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
3583

Другие новости