Не все люди, которых встречает герой, реальны. Кадр из фильма
В российском прокате появится «Выход 8» – японский триллер режиссера Гэнки Кавамуры, снятый по мотивам одноименной компьютерной игры. В главной роли – Кадзунари Ниномия, известный по «Письмам с Иводзимы» Клинта Иствуда. Его персонажу предстоит пройти непростой квест, чтобы выбраться из перехода метро, а на самом деле – принять решение, от которого будет зависеть будущее. Царящая в фильме клаустрофобная атмосфера подземки не оставит равнодушным никого, кто хоть раз спускался в метро. Чтобы вновь увидеть белый свет, нужно уметь разбираться в указателях и быть внимательнее. А еще не забывать о человечности.
Пренебрегающий этим универсальным правилом герой попадает в незамысловатый, но, возможно, безвыходный лабиринт. Выйдя из вагона, в котором он, как и остальные пассажиры, равнодушно, заткнув уши наушниками, наблюдал за конфликтом неизвестного мужчины и матери с плачущим ребенком, молодой человек отвечает на телефонный звонок. На другом конце трубки – девушка, она сообщает о своей беременности и о том, что находится в больнице, раздумывая над тем, оставить ли ребенка или нет. Парень мнется, не зная, что ответить – они собирались расстаться. И в этот момент связь прерывается, а сам он обнаруживает себя блуждающим по переходу, который вроде бы ведет к выходу, но на самом деле оказывается мистической ловушкой, выбраться из которой возможно, только следуя определенным правилам. Главное – подмечать так называемые аномалии, то есть любые, даже мельчайшие, изменения в окружающем пространстве. Будь то перевернутая надпись, внезапно оживающий рекламный постер, новая надпись на указателе. Герой не один в замкнутом пространстве, ему предстоит повстречать нескольких человек – кто-то будет частью иллюзии, остальные станут подсказками. Не только к тому, как выбраться из петли, но и к поиску ответа на вопрос, который так мучает главного персонажа, – сможет ли он стать хорошим отцом?
Первые кадры погружают зрителя будто бы в ту самую компьютерную игру, по которой снят «Выход 8». Кадр выстроен от первого лица, так что появляется ощущение не просто присутствия, а даже интерактива. Толпа, как поток, несет к выходу, все валится из рук, физически ощущается, как герой начинает задыхаться от волнения после разговора с девушкой – у него астма, и кашель будет сопровождать все действие наряду со звуком шагов, гулко отдающихся эхом в опустевших проходах. Толпа исчезает, и тишина с пустотой становятся верными спутниками. Впрочем, аномальная зона будет подкидывать испытания не только визуальные, но и звуковые. Почти все они так или иначе связаны с нерожденным ребенком и сомнениями по поводу отцовства – юношу ждут видения, максимально реалистичные и пугающие, но вместе с тем указывающие верный путь. Получше, чем стрелки на указателях, водящие по кругу.
Простое и камерное кино – замкнутое пространство и лаконичность кадра создают нужное напряжение, а повторение действий рождает небывалый саспенс. Одновременно и известно, и неизвестно, что окажется за поворотом – то ли все будет на своих местах, то ли изменится. Аномалии не похожи одна на другую, некоторые бросаются в глаза, другие легко пропустить – и тогда придется начать все сначала. Казалось бы, всего восемь кругов, но они превращаются в круги ада, сводя с ума, приводя в бешенство. Нужно пройти все стадии вплоть до принятия, чтобы наконец найти тот самый выход.
Метафора сомнений и страхов взрослого человека, который из метро-то не может выбраться, а ему предстоит растить ребенка, защищать его и нести ответственность. У страха глаза велики, но лабиринт готов дать попавшему в него экспресс-тест – он же, по сути, второй шанс. Повод, бродя по кругу, задуматься о главном, которое может быть заключено в деталях. Взять хотя бы обыденное, бытовое равнодушие, не позволившее заступиться за мать с ребенком и в мгновение ока переросшее в малодушие. Походи, подумай над своим поведением, будто бы говорит вселенная через авторов фильма, которые в игровой форме предлагают взглянуть на проблему – на этот раз мужскую, связанную и с давлением общества, требующего быть смелым, инициативным, и с внутренней убежденностью в своей сильной позиции, и в порожденном этим диссонансе, конфликте брутальности и хрупкости, неумении выражать свои чувства и потребности в эмоциональности. Оказывается, что, прежде чем стать мужчиной, мужем, отцом, неплохо бы стать человеком.