0
1088
Газета СНГ Интернет-версия

26.09.2001 00:00:00

Таджикистан готов к отпору талибам

Тэги: таджикистан, афганистан, талибы


таджикистан, афганистан, талибы

-ВЕРНО ли, что после гибели Ахмад Шаха Масуда и в связи с резко возросшей активностью США в регионе ситуация вокруг Таджикистана может измениться?

- Не думаю. Внешне республика живет обычной мирной жизнью. Конечно, на границе в связи с возможным потоком беженцев предприняты определенные меры, российская 201-я дивизия и пограничники несут службу в усиленном режиме, но это обычная практика. Некоторые направления, насколько мне известно, были усилены резервами.

- Знаете ли вы лично нового лидера Северного альянса генерала Махаммада Фахима и сможет ли он, на ваш взгляд, в полной мере заменить Масуда?

- С генералом Фахимом мне встречаться не приходилось. Но знаю, что он пользовался полным доверием Ахмад Шаха Масуда и авторитетом среди других руководителей антиталибской оппозиции. Сможет ли он в полной мере заменить Масуда, покажет время, но, думаю, у него есть все необходимые качества для того, чтобы не допустить раскола в силах Северного альянса и противостоять "Талибану" не менее успешно, чем это было раньше.

- Говорят, что Россия вообще "тормозит" в более динамичном развитии партнерских отношений с Таджикистаном, полагая, что ее "твердую ногу" здесь в достаточной мере обеспечивают 201-я мотострелковая дивизия и Отдельная группа погранвойск ФПС. Дождемся, что таджикское руководство повернется больше в сторону того же Кувейта и прочих эмиратов, а то и возьмет курс на соседний Афганистан, благо он рядышком┘

- Я думаю, что таджикам в сторону Афганистана смотреть так же страшно, как и россиянам, как вообще здравомыслящим людям. В сторону же Кувейта и "прочих эмиратов" особых взглядов нет, хотя, конечно, в этих странах есть на что посмотреть и чему поучиться. Но полагаю, что те традиционные связи, которые установились у Таджикистана с Россией в прежние времена, возьмут верх. Ведь и политические, и культурные, и, если хотите, семейные, психологические наши отношения, они все еще крепки. И когда Таджикистан и Россия на всех уровнях называют друг друга стратегическими партнерами, это не просто слова, и Россия весьма заинтересована в экономическом становлении Таджикистана. Только вот действовать ей надо, конечно, порасторопнее.

- Если представить на месте Рахмонова какого-нибудь другого таджикского лидера, может ли тогда резко измениться политический курс в Таджикистане?

- Должен вам заметить, что национальные интересы страны зависят не от каких-то индивидуальных качеств того или иного человека, который в данный момент находится во главе государства, а от понимания этой фигурой национальных интересов своей страны. А в таджикской политической элите, несмотря на всю ее разнородность, есть понимание того, что национальные интересы Таджикистана во многом состоят в том, чтобы укреплять и развивать отношения и сотрудничество с Россией. И президент Рахмонов наилучшим образом это отражает.

А Россия, в свою очередь, не может не быть в этом заинтересована. Не с тем, чтобы как-то оправдывать нахождение здесь нашей 201-й дивизии и пограничников, а прежде всего - в экономическом смысле. Ведь в Таджикистане, помимо гидроресурсов, о которых я говорил, очень много полезных ископаемых, ряд богатейших месторождений. В республике достаточно сильный научный потенциал, здесь была весьма развита инфраструктура высоких технологий, которая должна и может быть восстановлена и использована в интересах двух наших стран. Хотя сейчас, конечно, ситуация с кадрами обострена тем, что уже случился отток специалистов, причем как русских, так и самих таджиков. Между прочим, последних уехало тоже много - по тем же причинам, что и русские: не могли найти работу, достойную своего образования и квалификации.

- Кстати, а из оставшихся при приеме на работу кого возьмут в первую очередь: таджика или русского?

- Думаю, что подходы здесь, как и в любой другой цивилизованной стране: возьмут того, кто квалифицированнее. Русские работали здесь преимущественно в медицине и промышленности. Их и сейчас там много, например, на алюминиевом заводе. Но поскольку в Таджикистане пока больше возможностей для развития сельского хозяйства, то сами понимаете┘

Так что если вы намекали на национализм, то здесь его в известном смысле нет.

- Россия укрепляет каким-нибудь еще образом, кроме как "стоянием на Пяндже" частей 201-й дивизии и пограничников, свое положение в республике? Это, конечно, тоже важно, но в остальном? Вот, говорят, в ряде национальных школ уже вовсю проводят занятия пакистанские учителя. А российских школ в то же время становится все меньше и меньше.

- Школ стало меньше потому, что меньше стало учеников из-за оттока русскоязычного населения. Меньше стало и учителей, которые могли на достаточно высоком уровне преподавать. Но это отнюдь не значит, что значение русского языка здесь как-то принижается.

1 сентября я был, например, на первом звонке в 21-й душанбинской русскоязычной школе. Здесь 1750 учеников. В этом году в ней вынуждены были открыть семь первых классов. О чем это говорит? О том, какое значение придают родители, прежде всего интеллигенция, значению русского языка.

Русских школ в республике, несмотря на их заметное уменьшение, все же остается достаточно много, чтобы вести речь об их "умирании".

Кроме того, в республике действует российско-таджикский славянский университет, который лицензирован в России. В этом году он произвел первый выпуск после 5 лет обучения.

- Насколько высока реальная угроза талибской экспансии? Некоторые аналитики, например, утверждают, что, если в силу каких-то обстоятельств 201-ю дивизию и наших пограничников выведут из республики, талибы уже через два часа будут в Душанбе.

- Что ж, давайте спроецируем ситуацию так. В 1998 году из Туркмении вышли наши пограничники, но талибы не предприняли никаких попыток, чтобы напасть на Туркменистан. Российских частей уже много лет нет в Узбекистане, но колонны войск "Талибана" до сих пор не вошли в Ташкент┘

Им достаточно того, что они вот уже сколько лет воюют с силами Северного альянса, и справиться с ними им пока не удается. А за последний год они больше получают поражений, чем сами побеждают.

Кроме того, я бы не сказал, что таджикская армия не такая уж слабая, как ее себе некоторые все еще представляют. И у нее, на мой взгляд, хватит сил, чтобы эту агрессию талибов - мифическую, подчеркиваю, сдержать. По крайней мере до подхода военной помощи в рамках Договора государств СНГ о коллективной безопасности. Ведь нельзя же думать всерьез, что в Содружестве будут сквозь пальцы смотреть на подобное развитие событий. Понимают это и лидеры "Талибана".

Душанбе


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
278
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
262
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
350
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
304

Другие новости