0
844
Газета СНГ Интернет-версия

19.12.2001 00:00:00

"Ключ" без права передачи

Тэги: артюхов, природа, ресурсы, бюракратия


Проверено еще советской бюрократией: хочешь дело погубить - создай комиссию. Сотни их, помнится, трудились в поте лица при союзном правительстве. Эффект, в том числе экономический, известен: где тот Союз и то правительство?..

В новых рыночных реалиях, однако, число приверженцев подстраховаться очередным надзирающе-советующим органом растет не по дням, а по часам. Количество российских чиновников уже перевалило за планку, обозначенную в прежней огромной стране. Парадокс? Вовсе нет, если учесть, что вот уже десяток лет идет активный передел собственности. Скажем, недр и других природных ресурсов - самого лакомого куска приватизационного пирога.

Логично поэтому, что смена руководства в Министерстве природных ресурсов РФ не могла не отозваться резонансом даже в самых отдаленных уголках страны. Тем более что возглавивший его в июне 2001 года Виталий Артюхов, кроме репутации государственника и крепкого хозяйственника, известен еще и такими качествами, как неуемная энергия и умение отстаивать интересы дела, его общественную пользу. Что он и продемонстрировал с первых дней, буквально на ходу перестраивая работу ведомства и добиваясь повышения его роли и влияния.

Посыл у министра простой: коль скоро есть орган, на который возложены функции управления и контроля за природными ресурсами государства, то и надо с него спрашивать, не распыляя ответственность по другим министерствам и комиссиям. А МПР - главный уполномоченный государства в области природопользования.

Заметим сразу, что эта позиция нашла поддержку большинства. В первую очередь - у президента России Владимира Путина. Во время встречи с министром глава государства, сам профессионал в области природопользования (в 90-е годы В.Путин защитил диссертацию по этой проблематике в Санкт-Петербургской горной академии), поставил перед В.Артюховым стратегические вопросы. Среди них - формирование и реализация государственной политики неистощительного природопользования; организация геологического изучения недр в новых малоисследованных провинциях с привлечением российского бизнеса; поддержание и эффективное рыночное использование государственного фонда разведанных ресурсов; выстраивание долгосрочных взаимоотношений федерального Центра по всей природоохранной проблематике с администрациями субъектов РФ.

Каждый из этих вопросов - уже отдельная программа на многие годы. Поэтому почти немедленно последовала реорганизация министерства. В частности, были созданы управления по работе с природопользователями, по работе с субъектами РФ, госконтроля и профилактики правонарушений в отрасли, по ресурсосбережению и нетрадиционным источникам энергии. Смысл структурных преобразований - в адаптации МПР к задачам, обозначенным президентом и правительством.

Но и до этих управленческих реформ министерство напомнило о себе рядом существенных действий. Только вновь созданными спецморинспекциями МПР с начала года проверено свыше 8,5 тысячи объектов, выявлено более 4 тысяч нарушений, сумма ущерба от которых превысила 168 млн. руб. Часть дел передана на рассмотрение в суды.

Министерство проводит полную инвентаризацию выданных лицензий на пользование недрами (их, напомним, более 50 тысяч). Ряд компаний воспринял это решение в штыки. Широкий резонанс получил случай с отзывом лицензии НК "Северная нефть" на разработку нефтяных месторождений Вала Гамбурцева. Хотя компания резко протестовала, в том числе и с помощью СМИ, но МПР привело данные проверки, неоспоримо свидетельствующие, что "Северная нефть" вышла за правовые рамки.

Подобная принципиальность, что и говорить, дорого дается. Уже не раз и не два на разных уровнях в законодательных и правительственных органах озвучивается идея создания различных комитетов и комиссий, в которые бы перетекла часть полномочий МПР России.

Да ведь и сама нынешняя "смена караула" в МПР России затевалась с подачи В.Путина именно для того, чтобы навести наконец-то порядок в вопросах природопользования.

Просят же В.Артюхов и его специалисты самую малость: не глушите инициативу, дайте окрепнуть начинаниям МПР в законодательной и исполнительной практике. Той же федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы", программе наведения элементарного порядка в лицензионной и разрешительной сферах, сопряжению федеральных и региональных законов, работе только что окрепших спецморинспекций (сегодня их уже 19, в них занято более 400 специалистов) и т.д.

А еще, помимо уже названных документов, идея страховать национальные богатства, проект программы "Водные биоресурсы и аквакультура" на 2002-2010 годы, финансирование геофизических работ на нефть и газ в Якутии с обкаткой на ней рыночных механизмов освоения бюджетных средств в геологоразведке (очень запущенный участок работы, на который обратил внимание и президент), многие другие проблемы, инициируемые самим министром.

Кроме того, в МПР поступает множество неотложных правительственных поручений, например, о переходе к аукционной форме предоставления лицензий (заставил решать этот вопрос спор по Валу Гамбурцева). Или оценка законодательной инициативы группы губернаторов, обратившихся в Федеральное собрание с тем, чтобы законодательно передать право пользования крупнейшими месторождениями стратегического значения Москве (пока требуется и виза главы региона), отказавшись от так называемой процедуры "двух ключей".

Конечно, по Конституции природопользование относится к предмету совместного ведения Федерации и регионов. Пересмотр отдельных положений договоров разграничений полномочий Центра и территорий, так же как и модернизация в сфере природопользования, служит одному: не ущемляя прав регионов, передать "ключ" от природной кладовой в одни хозяйские руки. Путь этот, считают в МПР, будет непростым. Но другого просто не дано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1218
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
917
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1396
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
766