0
727
Газета СНГ Интернет-версия

19.12.2001 00:00:00

"Ключ" без права передачи

Тэги: артюхов, природа, ресурсы, бюракратия


Проверено еще советской бюрократией: хочешь дело погубить - создай комиссию. Сотни их, помнится, трудились в поте лица при союзном правительстве. Эффект, в том числе экономический, известен: где тот Союз и то правительство?..

В новых рыночных реалиях, однако, число приверженцев подстраховаться очередным надзирающе-советующим органом растет не по дням, а по часам. Количество российских чиновников уже перевалило за планку, обозначенную в прежней огромной стране. Парадокс? Вовсе нет, если учесть, что вот уже десяток лет идет активный передел собственности. Скажем, недр и других природных ресурсов - самого лакомого куска приватизационного пирога.

Логично поэтому, что смена руководства в Министерстве природных ресурсов РФ не могла не отозваться резонансом даже в самых отдаленных уголках страны. Тем более что возглавивший его в июне 2001 года Виталий Артюхов, кроме репутации государственника и крепкого хозяйственника, известен еще и такими качествами, как неуемная энергия и умение отстаивать интересы дела, его общественную пользу. Что он и продемонстрировал с первых дней, буквально на ходу перестраивая работу ведомства и добиваясь повышения его роли и влияния.

Посыл у министра простой: коль скоро есть орган, на который возложены функции управления и контроля за природными ресурсами государства, то и надо с него спрашивать, не распыляя ответственность по другим министерствам и комиссиям. А МПР - главный уполномоченный государства в области природопользования.

Заметим сразу, что эта позиция нашла поддержку большинства. В первую очередь - у президента России Владимира Путина. Во время встречи с министром глава государства, сам профессионал в области природопользования (в 90-е годы В.Путин защитил диссертацию по этой проблематике в Санкт-Петербургской горной академии), поставил перед В.Артюховым стратегические вопросы. Среди них - формирование и реализация государственной политики неистощительного природопользования; организация геологического изучения недр в новых малоисследованных провинциях с привлечением российского бизнеса; поддержание и эффективное рыночное использование государственного фонда разведанных ресурсов; выстраивание долгосрочных взаимоотношений федерального Центра по всей природоохранной проблематике с администрациями субъектов РФ.

Каждый из этих вопросов - уже отдельная программа на многие годы. Поэтому почти немедленно последовала реорганизация министерства. В частности, были созданы управления по работе с природопользователями, по работе с субъектами РФ, госконтроля и профилактики правонарушений в отрасли, по ресурсосбережению и нетрадиционным источникам энергии. Смысл структурных преобразований - в адаптации МПР к задачам, обозначенным президентом и правительством.

Но и до этих управленческих реформ министерство напомнило о себе рядом существенных действий. Только вновь созданными спецморинспекциями МПР с начала года проверено свыше 8,5 тысячи объектов, выявлено более 4 тысяч нарушений, сумма ущерба от которых превысила 168 млн. руб. Часть дел передана на рассмотрение в суды.

Министерство проводит полную инвентаризацию выданных лицензий на пользование недрами (их, напомним, более 50 тысяч). Ряд компаний воспринял это решение в штыки. Широкий резонанс получил случай с отзывом лицензии НК "Северная нефть" на разработку нефтяных месторождений Вала Гамбурцева. Хотя компания резко протестовала, в том числе и с помощью СМИ, но МПР привело данные проверки, неоспоримо свидетельствующие, что "Северная нефть" вышла за правовые рамки.

Подобная принципиальность, что и говорить, дорого дается. Уже не раз и не два на разных уровнях в законодательных и правительственных органах озвучивается идея создания различных комитетов и комиссий, в которые бы перетекла часть полномочий МПР России.

Да ведь и сама нынешняя "смена караула" в МПР России затевалась с подачи В.Путина именно для того, чтобы навести наконец-то порядок в вопросах природопользования.

Просят же В.Артюхов и его специалисты самую малость: не глушите инициативу, дайте окрепнуть начинаниям МПР в законодательной и исполнительной практике. Той же федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы", программе наведения элементарного порядка в лицензионной и разрешительной сферах, сопряжению федеральных и региональных законов, работе только что окрепших спецморинспекций (сегодня их уже 19, в них занято более 400 специалистов) и т.д.

А еще, помимо уже названных документов, идея страховать национальные богатства, проект программы "Водные биоресурсы и аквакультура" на 2002-2010 годы, финансирование геофизических работ на нефть и газ в Якутии с обкаткой на ней рыночных механизмов освоения бюджетных средств в геологоразведке (очень запущенный участок работы, на который обратил внимание и президент), многие другие проблемы, инициируемые самим министром.

Кроме того, в МПР поступает множество неотложных правительственных поручений, например, о переходе к аукционной форме предоставления лицензий (заставил решать этот вопрос спор по Валу Гамбурцева). Или оценка законодательной инициативы группы губернаторов, обратившихся в Федеральное собрание с тем, чтобы законодательно передать право пользования крупнейшими месторождениями стратегического значения Москве (пока требуется и виза главы региона), отказавшись от так называемой процедуры "двух ключей".

Конечно, по Конституции природопользование относится к предмету совместного ведения Федерации и регионов. Пересмотр отдельных положений договоров разграничений полномочий Центра и территорий, так же как и модернизация в сфере природопользования, служит одному: не ущемляя прав регионов, передать "ключ" от природной кладовой в одни хозяйские руки. Путь этот, считают в МПР, будет непростым. Но другого просто не дано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ближайшее время заработает Военно-социальный центр

В ближайшее время заработает Военно-социальный центр

Анастасия Башкатова

Отечественная реабилитационная индустрия становится все востребованнее

0
733
Верховный суд рапортует о сокращении числа арестов

Верховный суд рапортует о сокращении числа арестов

Екатерина Трифонова

Однако заключение под стражу так и осталось самой распространенной мерой пресечения

0
574
Цена авиаперелета внутри страны выросла более чем на 30% с начала прошлого года

Цена авиаперелета внутри страны выросла более чем на 30% с начала прошлого года

Михаил Сергеев

Причины такого аномального подорожания Счетная палата не анализирует, поскольку это напрямую не связано с исполнением бюджетных расходов

0
898
Партия Миронова хочет остаться в высшей лиге

Партия Миронова хочет остаться в высшей лиге

Дарья Гармоненко

Активность лидера эсэров не стоит объяснять лишь проблемными рейтингами

0
758

Другие новости