0
997
Газета СНГ Интернет-версия

31.01.2003 00:00:00

В Каспийском море становится тесно

Тэги: каспий, нефть, лукойл


Российская компания "ЛУКОЙЛ" с прошлой недели начала налаживать танкерные перевозки нефти по Каспию из портов Астрахань и Волгоград в Иран. Иран закупает нефть для нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на севере страны и удаленных от материковых источников углеводородов. В 2003 г. "ЛУКОЙЛ" планирует поставить в Иран 1 млн. тонн сырой нефти и намерен подписать с этим государством долгосрочное соглашение для последующих поставок.

Для каспийских перевозчиков нефти акция "ЛУКОЙЛа" стала сенсацией. До этого российская нефть в Иран вообще не поставлялась. Совершенно очевидно, что новый конкурент может наладить транзит своей нефти в неограниченном количестве.

Между тем на основных маршрутах - Актау-Баку-Батуми (Поти) и Актау-Туркменбаши-Махачкала - курсирует слишком много танкеров, для которых трейдеры с трудом находят сырье для перевозки. Главным условием конкуренции часто выступают не объемы транзитной нефти, а необходимость сохранения качества перевозимой продукции, в частности нефтепродуктов. Для удовлетворения этих требований перевозчики осваивают суперсовременный вид танкерной перевозки: суда разделены на секции, позволяющие, не смешивая, перевозить одновременно несколько сортов нефти и нефтепродуктов. Каспийское морское пароходство ("Каспар"), являющееся монополистом танкерного флота на Каспии, заказало на российской судоверфи "Красное Сормово" строительство 4 танкеров новейшей модификации водоизмещением 8-12 тыс. тонн каждый. Такой танкер, в частности, построили для Туркмении турецкие судостроители. Заказал их для собственных нужд и Казахстан.

Между тем "танкерную революцию" на Каспии обещает произвести международная компания "Алегтранс" (штаб-квартира которой находится в Лондоне), сообщившая о начале реализации проекта стоимостью в 100 млн. долл. по перевозке нефти и нефтепродуктов с восточного на западное побережье Каспия с помощью крупнотоннажных танкеров.

"Алегтранс" намерен завладеть каспийским рынком танкерных перевозок и вытеснить неконкурентоспособных партнеров. Однако, по экспертной оценке Всемирного банка, компания может здорово просчитаться. Дело в том, что каждая прикаспийская страна занята сейчас созданием собственного танкерного флота. К тому же намерения "Алегтранса" противоречат интересам крупных трубопроводных коммуникаций. При этом новые маршруты - Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан и иранский (если будет построен) трубопровод - сохранят качество добываемой в регионе нефти.

То, что происходит с нефтеналивными судами на Каспии, свидетельствует о разобщенности трейдеров и жесткой конкуренции частных перевозчиков. Если в 2002 г. в порт Махачкалы удалось доставить со всего Каспийского региона около 2 млн. тонн нефти, то на такое же количество уменьшился объем перевалки нефти через Бакинский порт. Продавцы с опаской поглядывают на каждый новый танкер, появившийся на рейде.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти России обещают обустроить всех депортируемых из Латвии

Власти России обещают обустроить всех депортируемых из Латвии

Екатерина Трифонова

Госорганы заявляют о готовности к приему соотечественников, правозащитники продолжают беспокоиться

0
948
Промышленность России между стагнацией и спадом

Промышленность России между стагнацией и спадом

Михаил Сергеев

Снижение инвестиционной активности скоро обновит антирекорды

0
1232
Путин анонсировал отмену визового режима для туристов из Китая

Путин анонсировал отмену визового режима для туристов из Китая

0
605
Левые хотели бы поделить старшевозрастной электорат на двоих

Левые хотели бы поделить старшевозрастной электорат на двоих

Дарья Гармоненко

По коммунистам и эсэрам Партия пенсионеров ударит еще и молодежным крылом

0
828

Другие новости