0
1677
Газета СНГ Интернет-версия

02.02.2011 00:00:00

Киев соображает на троих

Тэги: украина, нефть, ес, россия


украина, нефть, ес, россия В Украине принимают азербайджанскую нефть для Белоруссии.
Фото Reuters

Президент Украины Виктор Янукович планирует посетить Азербайджан с официальным визитом, в рамках которого состоится первое заседание украинско-азербайджанской рабочей группы по энергетическим проектам. Дата визита пока не определена, однако Киев и Баку уже успели договориться о сотрудничестве в сфере поставок нефти. Эксперты, напоминая, что в этом проекте участвует и Белоруссия, отмечают: Баку дает Киеву и Минску козыри в переговорах с Москвой по энергетическим вопросам.

Как известно, Белорусская нефтяная компания и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали контракт на поставку 4 млн. тонн каспийской нефти, которая будет транспортироваться по украинскому нефтепроводу Одесса–Броды. Один из украинских чиновников пояснил, что ГНКАР договорилась с Минском о частичном замещении каспийской нефтью венесуэльских поставок: «ГНКАР, работающая на месторождениях в Венесуэле, получит право те же 4 миллиона тонн нефти поставить на рынки Северной Америки. А Минск, законтрактовавший на этот год 10 миллионов тонн венесуэльской нефти, сможет сэкономить на транзите: транспортировка каспийской нефти по маршруту Одесса–Броды обойдется дешевле, чем железнодорожная поставка через всю территорию Украины до белорусского Мозыря».

На днях первый танкер доставил в одесский порт Южный 81 тыс. тонн азербайджанской нефти сорта Azeri Light. Замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин сообщил, что сейчас в нефтепроводе Одесса–Броды находится технологическая нефть российской марки Urals, для замещения которой легким сырьем потребуется полтора месяца. К весне, по его словам, азербайджанская нефть будет поставляться не только на Мозырский НПЗ, но и на два западноукраинских завода – «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина». Кирюшин отметил, что для реализации проекта придется задействовать одну ветку нефтепровода «Дружба» – на стыке с маршрутом Одесса–Броды. Российские эксперты ранее выражали опасения, что это поставит под угрозу транзит нефти из РФ в ЕС. Кирюшин утверждает, что угрозы не существует: «Одна из труб «Дружбы» будет транспортировать 17–17,5 миллиона тонн российской нефтяной смеси в Европу, а вторая ветка будет транспортировать каспийскую нефть на украинские и на белорусский НПЗ».

Руководитель аналитической группы «А-95» Сергей Куюн считает, что российской стороне в первую очередь политически невыгоден новый трехсторонний формат нефтяного сотрудничества. Ведь он дает Минску поле для маневра на фоне еще незавершенных российско-белорусских нефтяных переговоров. «Что касается экспортных поставок российской нефти по маршруту «Дружба», то они вряд ли будут сорваны, думаю, все технологические особенности учтены специалистами».

С ним согласен эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, обративший внимание, что для Украины, как и для Белоруссии, важно получить козыри в энергетических переговорах с российской стороной. Он напомнил, что Киев и Баку договариваются также о втором направлении сотрудничества – перспективе поставок сжиженного газа. На днях украинское правительство интенсифицировало работу над проектом создания специального терминала по приему газа, который через несколько лет позволит снизить объемы закупки в России. «Впервые в украинской истории наша власть действует в энергетической сфере на опережение, принимает превентивные, ориентированные на перспективу решения. Раньше было принято взвешивать политические последствия, выжидать. В свое время дождались – «Газпром» выкупил газ в Средней Азии, и мы потеряли возможность альтернативных поставок», – отметил Землянский.

Директор коммуникационного агентства «Энергия» Илья Саввин подтвердил «НГ», что, несмотря на политические риски в отношениях с Россией, договоренности о поставках азербайджанской нефти в Украину, а также о загрузке нефтепровода Одесса–Броды для прокачки каспийской нефти в Белоруссию выгодны Киеву: «Во-первых, Украина усиливает свою энергетическую безопасность за счет диверсификации источников поставки энергоносителей. Во-вторых, госбюджет будет пополняться за счет транзита».

При этом все эксперты критикуют проект поставок высококачественной нефти из Азербайджана на два украинских НПЗ. «Заводы, которые планируется задействовать в проекте, являются самыми морально и технологически устаревшими нефтеперерабатывающими предприятиями в стране. Производимая ими продукция не вписывается в современные стандарты качества – при любом сырье на выходе получится низкокачественное, высокозернистое топливо, которое в лучшем случае соответствуют стандарту Евро-1. А это совсем никак не вписывается в заявления чиновников Минэнерго о переходе Украины на производство стандартов Евро-4 – Евро-5 с лета текущего года», – сказал Саввин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1114
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1526
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1146
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
954

Другие новости