0
6718
Газета СНГ Интернет-версия

20.10.2020 20:09:00

Вопрос признания независимости Карабаха слишком токсичен для ЕС и России

И в Москве, и в Старом свете не рады идее легализации самопровозглашенной республики

Тэги: армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, ес, европа

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, ес, европа Фото Reuters

Ситуация в Карабахе продолжает оставаться сложной, а потому в Ереване, похоже, готовы использовать последнюю возможность переломить дипломатическую игру. Однако эта попытка включает использование приема, который уже не один год является “токсичным” для политиков в ЕС и в России, и связана с призывами признания самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). С момента эскалации конфликта официальный Ереван не раз заявлял о возможности этого шага. Однако реализуем ли он или это гипотетическая угроза? Как предполагают эксперты, подобная идея раздражает и Россию, и Евросоюз.

Тема признания НКР для Армении и международного сообщества много лет остается весьма щепетильной. Напомним, Баку и Ереван спорят по поводу принадлежности Нагорного Карабаха с 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР, а в ходе военного конфликта 1992-1994 годов Баку потерял контроль над Карабахом, но так и не согласился отказаться от этой территории и теперь пытается вернуть себе потерянные районы. Как обращает внимание NEWS.ru, глава кабинета министров Армении Никол Пашинян не раз  заявлял, что необходимо признать независимость самопровозглашенной республики, хотя его слова с момента обострения конфликта не были конкретными. В частности, вопрос признания НКР увязывали то с ситуацией на карабахском фронте, то активно искали какие-то аспекты международного права, которые позволили бы обосновать законность этого действия. При этом представители Еревана не конкретизировали, каким образом можно устроить подобное, с учетом того, что в ООН 20% территории, контролируемой карабахскими силами, считает принадлежащей Азербайджану. 

Однако армянский президент Армен Саркисян на днях внезапно напомнил, что до распада Советского Союза Верховный совет Армении проголосовал за признание независимости НКР, но потом, в связи с подписанием в 1994 году перемирия, процесс был остановлен. Стартовал формат Минского урегулирования, потому сейчас, по его словам, Ереван может пойти пойдет на этот шаг, если станет ясно, что конфликт будет невозможно разрешить конфликт в ходе мирных переговоров.

Как уже было сказано, в Ереване не один раз поднимали вопрос признания НКР, однако безрезультатно. В “мирные годы” это считалось небезопасным действием, которое может разморозить конфликт и навредить прежде всего армянским силам, занявшим Карабах. Как отмечает NEWS.ru, Еревану, кроме того, оказался выгоден фактор НКР как примера одного, пусть и непризнанного государства для маневрирования и даже имитации активности в Минской группе ОБСЕ или на двусторонних переговорах под ее эгидой. В частности, во время встреч в Вене используя дипломатические формулировки и говоря о том, что необходимо договариваться, а не воевать, руководители Армении не раз пытались «требовать включить представителей НКР в переговоры как равноправную сторону».

Кроме того, признание НКР одной из сторон поставило бы точку в попытках решить территориальные проблемы политическим способом, без применения армии. Эксперты отмечают, что до нынешней осени представители Армении могли позволить себе формальное участие в переговорах на связанных с Россией площадках различного уровня, поскольку Ереван был доволен существовавшей ситуацией и старался как-то ее легализовать. Однако сейчас ситуация радикально изменилась - армия Азербайджана получает контроль над территориями, на которые Баку претендовал десятилетиями и очевидно, что в этот раз отказываться от своих претензий не планирует. 

Но как на громкие заявления из Еревана реагируют те, кто старается урегулировать конфликт? Перспектива признания легитимности НКР может быть раздражающим фактором и для РФ, но и для западных стран.  Ведь это не только осложняет ведение мирных переговоров, но и по факту ставит под вопрос необходимость существования самой Минской группы ОБСЕ. 

И это в момент, когда Москва пытается всеми силами продемонстрировать Западу свою важность и стремление не только замораживать конфликты в сфере своего влияния, а решать их. Появление еще одного непризнанного игрока на политической постсоветской сцене продемонстрирует, что Москва не контролирует ситуацию. 

Но и для Европы признание НКР окажется неприятным сюрпризом - оно может стать очередным актом игнорирования прежних международных договоренностей и срыва многолетнего переговорного процесса.

Более того, в ЕС уже вызывает раздражение попытки вовлечь в решение карабахской проблемы как можно больше стран - например, Грецию, посредством обозначения существования для нее “турецкой угрозы”. Попытки Греции добиться санкций ЕС против Турции оказались провальными и вызвали, скорее отторжение в Старом свете. Потому и тема признания НКР для всех системных игроков в Евросоюзе также оказывается слишком неприятной.



Читайте также


Вице-президент США назвала главного врага Америки

Вице-президент США назвала главного врага Америки

Геннадий Петров

Харрис сочла ключевым противником своей страны Иран, а не Россию и Китай

0
852
Президент Белоруссии удостоился первого имперского ордена

Президент Белоруссии удостоился первого имперского ордена

Дмитрий Тараторин

Лукашенко принял участие в саммите СНГ и получил награду за стратегическое партнерство

0
780
Пашинян и Алиев встретились с Путиным по отдельности

Пашинян и Алиев встретились с Путиным по отдельности

Артур Аваков

Россия пытается укрепить слабое звено на Южном Кавказе

0
740
В Киеве заспорили о мирных сценариях

В Киеве заспорили о мирных сценариях

Наталья Приходко

В формате "Рамштайн" намерены продвигать "план победы" Зеленского

0
865

Другие новости