![]() |
Уполномоченный президента Украины Влад Власюк оказался на передовой борьбы за культурные ценности. Фото с сайта www.president.gov.ua |
В понедельник уполномоченный президента по санкциям Влад Власюк сообщил, что Киев ввел новые санкции против российских музейщиков. В соответствующий перечень, по его словам, были включены 15 руководителей российских музеев, которых в Киеве обвиняют в присвоении украинских культурных ценностей и попытках интеграции «захваченных украинских музеев в российскую систему». В этой связи была упомянута директор Российского этнографического музея Юлия Купина, ответственная «за открытие выставки «Многонациональная Россия» в Бердянске, в которую включили экспонаты из украинских музеев». Еще двое фигурантов санкционного списка – Артем Силкин и Галина Алексеева баллотируются в руководящие органы Международного совета музеев (ICOM). «И их присутствие там абсолютно недопустимо», – указал Власюк.
Как он прибавил, вторым пакетом санкций охватывались 62 физических и юридических лица, причастных к экспорту полезных ископаемых и зерна, «похищенного» у Украины. В этом перечне, в частности, оказался капитан Вячеслав Виданов, вывезший из Севастополя в Йемен более 35 тыс. т пшеницы, которую киевские власти продолжают именовать украинской, хотя Крым с Севастополем по результатам референдума весной 2014 года вошли в состав России. Также значился в списке Днепрорудненский железорудный комбинат, который ведет разработку месторождений железной руды в Запорожской области. Эти месторождения тоже обозначили как украинские. Напомним, Запорожская область по итогам референдума осенью 2022 года тоже вошла в состав РФ.
Примечательно, что в начале февраля в Киеве также выстрелили из санкционного ружья дуплетом по российским музейщикам и капитанам. Как следовало из текста президентского указа, под санкционные ограничения тогда попали гендиректор Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский, главный хранитель музейной коллекции Светлана Адаксина и другие сотрудники. Также были предусмотрены рестрикции против историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Центрального музея Тавриды и Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Всего в «музейный пакет» вошло 112 человек, в основном историки и археологи. И тогда же были введены санкции против 56 россиян из-за «связи с теневым флотом РФ».
Неслучайно накануне Владимир Зеленский сообщил о подписании еще одного санкционного указа, направленного на борьбу с теневым флотом России. При этом была поставлена задача синхронизировать принятые санкции с зарубежными, чтобы «давление работало в большинстве юрисдикций». Для этого на текущей неделе, как разъяснил президент, планируется согласовать украинские санкции с западными партнерами.
Как уточнил уже упоминавшийся советник Власюк, последним пакетом регламентировались персональные ограничения против 94 капитанов, участвовавших в перевозке российской нефти в обход установленного ценового потолка, а также против пяти компаний-операторов, управляющих соответствующими судами. В том числе, например, гражданин Мьянмы капитан танкера JUN MA Со Хлаин, совершивший более 40 рейсов из российских портов в Китай, Индию и Турцию. Персональные санкции против таких капитанов сделают их дальнейшую деятельность токсичной и «закроют им доступ к цивилизованному миру», считает Власюк.
Насчет цивилизованного мира он явно погорячился. Прокомментировав для ТАСС февральские ограничения, историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин назвал санкции элементом культурной войны против «русского мира». А также напомнил, что Центральный музей Тавриды еще в 2014 году подвергся фактическому ограблению со стороны Нидерландов и Украины, арестовавших его коллекцию в Амстердаме.
Действительно, четыре крымских музея оказались ограбленными после того, как принадлежавшие им свыше 2 тыс. артефактов в рамках коллекции скифского золота были вывезены в Европу в 2013 году и более не вернулись. Однако в подобных обстоятельствах для руководителей Киева было нелогично рассуждать о «токсичной деятельности» российских представителей и их «доступе к цивилизованному миру».
Но похоже, для президента Зеленского сейчас важно сохранить свое присутствие в информационном пространстве, пояснил в беседе с «НГ» политолог и член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Малькевич.
«Обычно, – продолжил Малыкевич, – когда нечего было предъявить публике, украинский лидер предпочитал рассказывать, как его поддерживают на Западе. Но каждый день говорить об этом невозможно. Тем более после недавнего шумного скандала с отзывом закона по переподчинению подконтрольных США и странам Европы антикоррупционных структур, следствием которого уже стали аресты ряда киевских чиновников пусть пока не из ближнего окружения Зеленского».
В таких условиях для Владимира Зеленского вместе с руководителем офиса президента Андреем Ермаком, который реально управляет Украиной, очень важно перебить общую негативную информповестку, продемонстрировать какую-то перемогу (победу). Нужно показать, какие они грозные и сильные и даже вводят новые санкции против российских музейщиков. Также в Киеве принимают все новые меры, желая осложнить деятельность уважаемых специалистов из России на международной арене. Чтобы продемонстрировать некие собственные успехи при их практическом отсутствии – и это главное», – подчеркнул собеседник «НГ».