Александр Лукашенко лично руководит военными учениями.
Фото с сайта www.president.gov.by
Внезапная проверка одного из соединений – 19-й отдельной гвардейской механизированной бригады – проходит по прямому приказу президента. В Белоруссии отрабатывается система, при которой глава государства, минуя Министерство обороны и Генеральный штаб, приводит в боевую готовность воинские части. Провластные комментаторы не скрывают, что делается это с учетом печального опыта Венесуэлы.
Новации в сфере боевой подготовки внедряются в Белоруссии. В конце прошлой недели началась внезапная проверка 19-й отдельной гвардейской механизированной бригады. Она затрагивала все сферы готовности военнослужащих. Например, в воскресенье они подтягивались на перекладине и сдавали другие нормативы, касающиеся их физических кондиций. Главная особенность нынешней проверки в том, что она оказалась абсолютно внезапной не только для солдат и офицеров конкретной части, но и для министра обороны.
Государственные белорусские СМИ подчеркивают, что выработана новая система, в ходе которой президент напрямую, минуя Министерство обороны, приводит в боевую готовность воинские части. Отмечается, что первоочередная цель проверки – увидеть объективную картину и реальное состояние войск, оценить действия военнослужащих. Именно этим и обусловлена повышенная внезапность.
«Через государственного секретаря Совета безопасности было вручено распоряжение командиру механизированной бригады на приведение воинской части в боевую готовность», – рассказал белорусским журналистам сам же госсекретарь Совбеза Александр Вольфович.
При этом он отметил, что министр обороны, конечно, также отслеживает ход проверки, но никак не может повлиять на ее ход. И как бы он мог это сделать, если контроль всей операции находится в руках непосредственно президента.
«Главнокомандующий каждый день держит на личном контроле порядок проведения данной проверки, заслушивает государственного секретаря об особенностях, о том, как личный состав справляется с полученными задачами, дает соответствующие указания», – заявил Александр Вольфович.
И пояснил, чем вызвано столь пристальное внимание Лукашенко: «Потому что военно-политическая обстановка и все, что складывается сегодня в мире, действительно предъявляет особые требования к боевой готовности соединений воинских частей. К их постоянной готовности и способности выполнить соответствующие задачи по защите Республики Беларусь. Президент практически в онлайн-режиме отслеживает проверку».
Дополнил госсекретаря, раскрыв политические причины особого порядка проверки, телеведущий канала СТВ Григорий Азаренок, один из самых яростных и последовательных защитников курса президента. В авторской программе «Азаренок напрямую» особо подчеркнул, что «через голову Министерства обороны президент приказывал лично командиру бригады». «Почему это было сделано? – задается вопросом Азаренок и разъясняет тем, кто сам не догадывается. – Ну, мы видим ситуацию в мире, когда пытаются разъединить, что называется, элиты и первое лицо. Ну, в Венесуэле это было».
Разумеется, Азаренок тут же подчеркнул, что он «никого здесь сейчас» из белорусского силового блока в нелояльности не обвиняет и не подозревает. Дело, по его мнению, в другом. Таким способом президент «демонстрирует, что он здесь единственный, кто может отдавать распоряжение по армии, по внутренним войскам, по силам специальных операций, по спецподразделениям войск, милиции и так далее».
Телеведущий рассказал, что события в Венесуэле вызвали прилив энтузиазма у белорусских оппозиционеров, которые стали проводить неуместные параллели и мечтать, что и белорусские элиты могут «сговориться и против Лукашенко как-то выступить».
Но, как убежден Азаренок, в стране «такая построена система, что никто, нигде, ни с кем сговориться не может». Кроме того, конечно, белорусские генералы не чета венесуэльским – никто на сговор с врагом не пойдет. Но в чем же тогда необходимость таких экстренных проверок, что в Генштабе, очевидно, вздрагивают?
Телеведущий утверждает: «Это народная армия, а значит, его армия! Армия главнокомандующего!»
Азаренок развил свою мысль и рассказал, что произойдет в случае, если враг покусится на эту удивительную гармонию первого лица и народа: «У нас нет 140 млн, чтобы из них находить желающих, у нас будут воевать все. Женщины, не бойтесь, вам найдется там занятие по духу и по природе. А мужики все пойдут. А как вы хотели? Давайте вспомним речь нашего президента на церемонии вручения премии «За духовное возрождение», когда он пригласил поаплодировать для наших военных. А наши бойцы по шею в снегу, они там сражаются, обустраиваются на постоянном боевом дежурстве. И тогда, когда Батька это произнес, зал встал и аплодировал несколько минут. Потому что все понимают, что сейчас это самое важное».
Между тем в понедельник о начале проверки боевой готовности соединений и воинских частей, в свою очередь, заявил министр обороны Виктор Хренин. При этом он сообщил, что проверка по плану Министерства обороны и Генерального штаба и проверка по распоряжению президента – это проходящие параллельно, но не связанные между собой мероприятия. «Это совершенно разные проверки. Та, что проводит главнокомандующий, – это по решению нашего президента. Проверка по планам Министерства обороны и Генерального штаба – это отдельное мероприятие, но главнокомандующий проинформирован и знает, что мы будем ее проводить», – успокоил Хренин.
Между тем главнокомандующий в понедельник уже сам высказался о своей отдельной проверке, причем на, казалось бы, никак не связанном с темой мероприятии. На совещании по вопросам создания образовательного центра по подготовке кадров перспективных направлений Лукашенко заявил: «Она будет проходить в этих серьезных условиях до весны».

