0
1332
Газета Дипкурьер Печатная версия

10.12.2007 00:00:00

Косовский мятеж Джорджа Буша


Косово готово объявить о независимости уже в декабре.
Фото Reuters

Ближайшие недели станут ключевыми для Косово. Отсутствие консенсуса между основными игроками по вопросу об окончательном статусе края не дает возможности расписать точный сценарий предстоящих событий. Вместе с тем можно говорить о вероятных односторонних шагах и некоторых их последствиях – как для Балканского региона, так и для международных отношений в целом.

Сразу оговорюсь, возобновление масштабной войны на Балканах считаю крайне маловероятным. Я также не предвижу драматических последствий для отношений России и США в связи с готовностью последних признать независимость южного края Сербии в одностороннем порядке. Вместе с тем сохранение конфликтного потенциала в регионе по итогам войн 90-х годов очевидно. Как очевидна заинтересованность мировых держав не дать этому потенциалу выхода. В противном случае политические и финансовые издержки превзойдут любые ожидания.

Вопрос вернулся в СБ ООН

Как официально сообщается, «тройка» международных посредников (Россия, США и ЕС) представила в минувшую пятницу свой итоговый доклад по Косово генсеку ООН Пан Ги Муну. Тот, в свою очередь, передал документ Совету Безопасности. Формально это означает возвращение вопроса о статусе Косово в СБ ООН после безрезультатных переговоров между сербами и албанцами. К последней встрече Белград подготовил ряд новых предложений – в частности, он был готов подписать договор о широкой автономии для Косово сроком на 20 лет и по их истечении вновь рассмотреть вопрос о статусе края. Но и этот вариант не устроил албанцев, желавших говорить лишь об оформлении независимости.

В пятницу же, находясь в Брюсселе, глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил Соединенные Штаты в срыве диалога. «Позиция некоторых западных столиц (прежде всего Вашингтона) о безальтернативности независимости Косово является глупым препятствием в поиске переговорного решения», – сказал российский министр. «Мы подробно говорили об этом на заседании Совета (Россия–НАТО. – «НГ»), но, судя по всему, не достучались до американских партнеров», – констатировал Лавров. Там же, в Брюсселе, госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что переговоры по Косово завершены и что надо «двигаться вперед». «Если мы будем игнорировать реальность, это может привести к дестабилизации ситуации в регионе», – повторила она расхожую в Вашингтоне мысль. «Мы уверены, что можно найти конструктивный подход по статусу Косово, и Россия обязательно должна быть вовлечена в этот процесс», – сказала Райс.

На таком фоне в ближайшее время состоится обсуждение доклада «тройки» в СБ ООН. Этот документ, судя по словам Лаврова, не содержит «предрешенности», а лишь представляет собой «аккуратное описание того, что было» на переговорах. Однако и этот объективный документ не поможет Совбезу принять решение. Расклад сил среди постоянных членов СБ не претерпел изменений: США, Великобритания и Франция выступают за предоставление Косово независимости под международным контролем в соответствии с положениями плана Ахтисаари; Россия и Китай – за продолжение переговоров с целью выработки решения, удовлетворяющего как Белград, так и Приштину. Таким образом, раскол между государствами, обладающими правом вето, очевиден.

С лета 1999 года, то есть с момента прекращения авиаударов НАТО по Сербии, Косово находится под управлением ООН. По сербской Конституции, край является частью Сербии. Москва заявляет, что только СБ ООН уполномочен принимать решения по проблемам, подобным косовской. И недвусмысленно намекает на использовании права вето в случае постановки на голосование резолюции, которая подразумевала бы наделение края независимостью без согласия Белграда.

В Вашингтоне считают резолюцию СБ желательной, ведь легитимизация независимости упростила бы как развертывание нового контрольного механизма в Косово (Евросоюз вместо ООН), так и вывод оттуда американских войск. Параллельно американцы говорят, что нации становятся независимыми и без согласия Совбеза. Власти Косово, в свою очередь, демонстрируют готовность объявить о независимости в одностороннем порядке, причем уже в этом месяце. США и их основные союзники в Европе посылают сигналы о готовности такую независимость признать. Россия и Сербия утверждают, что не станут признавать новое образование.

Проблема прецедента

Россия уже не раз заявляла, что решение по статусу Косово станет «прецедентом» для непризнанных республик на постсоветском пространстве. В то же время Москва не выступает с конкретными высказываниями о судьбе, например, Абхазии или Южной Осетии, давая тем самым повод к игре воображения. Последнее, к слову, оказалось весьма бурным у некоторых соседей и западных партнеров. «Безусловно, то, как будет урегулирован косовский кризис, будет иметь прецедент. И не потому, что мы это говорим, и не потому, что наши западные партнеры говорят, что не будет прецедента. Не нам и не им решать», – утверждал Лавров в Брюсселе. «Прецедент создастся просто потому, что он произойдет», – почти философски резюмировал министр.

Такая «философия» не может не озадачивать. На протяжении последних месяцев США и Европейскй союз были вынуждены неоднократно выступать с разъяснениями на тему «Почему Косово нельзя считать прецедентом», в то время как политики в разных странах спорили о том, признает ли Россия непризнанные республики бывшего СССР или же просто присоединит их к себе. При всей спорности таких подходов Москве следует отдать должное. Запустив в оборот слово «прецедент» и вызвав тем самым дискуссию, Россия сумела довести до западного общественного мнения то, что косовская проблема не так уж и однозначна; «простая» схема, навязываемая американцами в одном месте, может обернуться серьезными последствиями в другом. Заодно этому самому общественному мнению стало известно о десятках конфликтах и кризисах, схожих с косовским.

Станет ли Россия кого-то признавать в отместку Вашингтону? Сомневаюсь. Но держать его в некотором напряжении, посылая то и дело месседж о возможности такого исхода, безусловно, будет. В конце концов это более эффективный политический инструмент, нежели признание мятежных территорий. Ведь такой путь чреват дополнительным осложнением отношений Москвы с Западом и международной блокадой этих самых территорий. Как известно, для отторжения части какого-либо государства (с минимальными последствиями) требуется широкий международный консенсус. Таковой имеется в случае с Косово и отсутствует в случае с той же Абхазией.

Боснийский эпизод

Пока же Соединенные Штаты в рамках борьбы с «прецедентным мышлением» предпринимают кое-какие шаги в Боснии и Герцеговине. Например, они отказываются упразднить пост Высокого представителя в БиГ (своего рода международного арбитра, имеющего последнее слово при принятии важных решений) и даже прекратить действие «боннских полномочий», дающих ему неограниченную власть. Это происходит в ситуации, когда мандат Высокого представителя считается многими участниками мирного процесса полностью выполненным, равно как и Дейтонское соглашение, на страже которого он формально стоит.

Предполагалось, что пост Высокого представителя будет упразднен в марте 2007 года, однако этого не произошло. Имеет смысл вспомнить, что за послевоенные годы Высокий представитель, выражающий главным образом американские взгляды, многократно использовал свою власть для устранения с политической сцены Боснии неугодных лиц. В том числе законно избранных президентов и премьер-министров, слова и действия которых, на его взгляд, могли создать угрозу миру.

В момент, когда лидеры боснийских сербов, вдохновленные косовским примером, потребуют отделения Сербской республики (является одной из двух государствообразующих частей БиГ наряду с Боснийской (мусульмано-хорватской) федерацией), чрезвычайные полномочия Высокого представителя вновь окажутся востребованными. Всякий, кто осмелится призывать к независимости, будет нейтрализован руками ВП. Сейчас этот важный пост занимает словак Мирослав Лайчак.

Интересны и события, происходившие в Боснии в последние недели (на заключительном этапе переговоров по Косово). Лайчак неожиданно заявил об изменении законов, касающихся принципа принятия решений в Совете министров БиГ и государственном парламенте. Это обернулось отставкой председательствующего в Совмине серба Николы Шпирича и митингами протеста в Сербской республике. Сербы пригрозили покинуть все госорганы, если меры Лайчака не будут отменены. Сами по себе заявленные изменения не несли угрозы интересам сербов, их протесты были вызваны тем, что впервые за последние годы Высокий представитель вернулся к практике одностороннего навязывания решений. Тем временем западные представители открыто заговорили о том, что имеется еще один пакет мер, причем более серьезных, чем те, что уже вызвали протесты.

Нажим на боснийских сербов был призван показать Белграду, что в косовском сюжете следует быть сговорчивее (в противном случае собратья в Боснии рискуют утратить равноправное с мусульманами и хорватами положение, лежащее в основе Дейтона). С другой стороны, американцы испытали нервы Москвы, показав ей, как просто возложить на нее ответственность за любой всплеск эмоций на Балканах. В частности, были даны утечки о том, что именно Россия стоит за протестами в Сербской республике. Западные СМИ сообщили, что лидер боснийских сербов Милорад Додик сперва спокойно отнесся к мерам Лайчака, но, встретившись в Белграде с замминистра иностранных дел РФ Владимиром Титовым, выступил против них. Российские дипломаты уверяют, что встречи Титова с Додиком не было.

Москва, осудив односторонние действия Лайчака, фактически заявила, что снимает с себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации в Боснии. Впрочем ситуация быстро стабилизировалась. На днях боснийские сербы согласились с нововведениями Высокого представителя (при этом «второй пакет мер» так и не возник). А «пряником» за сговорчивость стало парафирование Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС. Аналогичный «пряник» до этого получила Сербия. Впрочем, парафированный документ может оставаться еще очень долго неподписанным, так что «пряник» оказался весьма условным.

Неизбежное и невозможное

Вне зависимости от развития ситуации в Боснии или любой другой части Балкан Косово и далее будет двигаться к независимости. С учетом военно-политической обстановки, сложившейся вокруг Сербии по итогам войн 90-х годов, а также с учетом консенсуса, достигнутого между главными спонсорами косовского урегулирования, иного исхода, помимо независимости, не просматривается. Надеяться на раздел Косово или удержание ситуации в замороженном состоянии уже поздно.

Логика движения к независимости была документально зафиксирована еще восемь с половиной лет назад, когда СБ ООН принял резолюцию 1244. Документ хоть и подтверждал суверенитет и территориальную целостность СРЮ (теперь Сербия), но полностью лишал Белград контроля над албанонаселенным краем. На бумаге была предусмотрена лишь теоретическая возможность частичного возвращения суверенитета. С тех пор силами международного присутствия, в состав которых ранее входила и Россия, в Косово были созданы все основные предпосылки для независимости.

Появление на Балканах нового государства – даже в обход СБ ООН и без учета позиции Сербии, не влечет за собой немедленных драматических последствий. Во всяком случае, тех последствий, о которых любят говорить российские эксперты из числа «патриотов». Прогнозировать возобновление боевых действий в регионе не приходится, поскольку не с кем воевать.

Сербская армия не станет вторгаться в Косово. А даже если бы такая мысль и пришла в голову ее руководству, подобный сценарий был бы перечеркнут превентивным ударом НАТО. Командующий силами КФОР в соответствии с Кумановским военно-техническим соглашением обладает самыми широкими полномочиями в плане пресечения угроз. Что является угрозой, а что нет, командующий вправе решать самостоятельно, оставаясь высшей инстанцией для трактовки соглашения. Действия Белграда предсказуемы для НАТО не только на земле, но и в небе: с 1999 года альянс осуществляет контроль над значительной частью воздушного пространства Сербии (что предусмотрено тем же соглашением, «подшитым» к резолюции 1244).

За обеспечение безопасности в Косово сегодня отвечает 17-тысячный международный контингент КФОР, который в состоянии пресечь любые серьезные провокации как со стороны сербов, так и албанцев. Американцы, уже не раз заявлявшие о неизбежной дестабилизации Косово в случае затягивания решения вопроса о статусе края, лукавят. Албанские лидеры не будут предпринимать никаких действий без согласования с Вашингтоном, в том числе не станут провозглашать независимость, не получив от него отмашку. А такую отмашку администрации Буша выгоднее дать в условиях стабильности, которая сделает возможной реализацию европейцами плана Ахтисаари, а никак не в условиях хаоса. В противном случае единственный внешнеполитический проект, который Буш мог бы презентовать как успешный по итогам своего президентства, завершился бы провалом.

Желать дестабилизации Косово нет резона и у властей Сербии. Независимость под международным контролем – это удобный вариант для самого Белграда: никакой ответственности и никаких издержек плюс избавление от тяжкого наследия, тормозящего движение в Европу. Другое дело, что сербское демократическое правительство не может дать своего официального согласия на отторжение Косово: велик риск утраты власти под натиском националистов.


Лидеры Косово и Сербии выступили с противоположных позиций и на последних переговорах.
Фото Reuters

Угроза создания «великой Албании», которой пугают некоторые «знатоки», – лишь в теории. В то же время очевидным последствием станет усиление на Балканах мусульманского фактора и соответственно ослабление сербского, чего американцы последовательно добивались с начала 90-х годов. Интегрировавшись в будущем в Европейский союз, Косово пополнит список проамериански настроенных членов ЕС.

Исход сербов из Косово, разумеется, продолжится, несмотря на все усилия западных стран, сулящих меньшинствам гарантии безопасности и пытающихся представить косовское общество как многонациональное. Бегство сербов идет десятилетиями (в своем большинстве они покинули край еще задолго до войн милошевического периода), предоставление Косово независимости лишь придаст очередной импульс этому процессу.

Среди рисков западным странам следовало бы предусмотреть возможность конфликта между косовскими албанцами в связи с дележом власти и западных денег.

Россия, Европа и США

Если Россия все еще хочет отсрочить косовскую независимость, то ей остается уповать на Европу. Ведь именно от позиции Европейского союза будут зависеть дальнейшие действия Вашингтона. В ЕС по-прежнему не наблюдается единодушия в том, что касается признания Косово в обход СБ ООН. Вашингтон – главный сторонник независимости при любом варианте – заинтересован в консолидации европейцев, иначе контрольная миссия ЕС в новом государстве будет поставлена под вопрос. Задача Буша на нынешнем этапе – дожать европейцев.

Проблема Косово стоит в списке принципиальных противоречий между Москвой и Вашингтоном. Снять эту проблему с повестки российско-американских отношений без ущерба для престижа и интересов сторон уже нельзя. Но это вовсе не означает, что из-за Косово Москва и Вашингтон скатятся к холодной войне или что их ждет некое особое отчуждение. Диалог, в том числе и по самым острым вопросам, продолжится.

Россия и США, желающие быть максимально вовлеченными в мировые дела, нуждаются друг в друге. Другое дело, что внешнеполитический курс Владимира Путина основан на неприятии американского господства, которому хозяин Кремля пытается противопоставить энергетическую мощь и интеллектуальное превосходство. В рамках этого курса Москва смогла одержать несколько тактических побед на косовском направлении. Это многие заметили и оценили. Но на большее Россия пока надеяться не может.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Апрельское дно пройдено: льготная ипотека оживила рынок недвижимости

Апрельское дно пройдено: льготная ипотека оживила рынок недвижимости

Татьяна Астафьева

Льготная ипотека возвращает спрос на жилье

0
737
«Байкал без пластика» может стать реальностью

«Байкал без пластика» может стать реальностью

Владимир Полканов

Бизнес, наука и волонтеры объединили усилия по защите озера

0
716
Интересы России должны быть в приоритете при управлении активами ушедших иностранных компаний

Интересы России должны быть в приоритете при управлении активами ушедших иностранных компаний

Татьяна Астафьева

Эксперты призывают депутатов доработать законопроект так, чтобы он позволял внешней администрации приносить пользу стране, а не только иностранным инвесторам

0
869
Полиция Лондона выписала 126 штрафов участникам вечеринок на Даунинг-стрит

Полиция Лондона выписала 126 штрафов участникам вечеринок на Даунинг-стрит

0
740

Другие новости