0
2108
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

Самое опасное место на земле

Тэги: индия, пакистан, атака


индия, пакистан, атака У Дели есть все основания требовать от президента Пакистана Асифа Али Зардари, чтобы пакистанская территория перестала быть убежищем для террористов.
Фото Reuters

Нападение на Мумбаи в конце ноября было не первой атакой на Индию террористов, обосновавшихся в Пакистане. Достаточно вспомнить попытку боевиков ворваться в парламент Индии в 2001 году. Тогда правительство страны перебросило к границам Пакистана полумиллионный воинский контингент. Риск войны был столь велик, что посол США в Дели запросил разрешения построить на территории дипломатической миссии ядерный бункер. В западной прессе стали называть Южную Азию самым опасным местом на земле.

И вот семь лет спустя, теперь уже в коммерческой столице Индии гремели взрывы и гибли люди. Индийцы называют происшедшее своим «11 сентября». Сравнение в определенном смысле уместное. Хотя число погибших (более 170 человек) составляет лишь небольшую долю жертв нападения на Нью-Йорк и Вашингтон, трехдневная осада города потрясла страну.

Работа над ошибками

Но если события в Мумбаи схожи с 11 сентября, Индии стоит извлечь уроки из ошибок, совершенных Соединенными Штатами. Угонщики американских самолетов из «Аль-Каиды» в 2001 году сумели изменить ход истории. Если бы они не взорвали башни-близнецы в Нью-Йорке, Америка не послала бы войска в Афганистан и не вторглась в Ирак.

Последуй Индия примеру Америки и нанеси Пакистану ответный удар, использовав подавляющее превосходство в обычных вооружениях, она попалась бы на наживку организаторов рейда на Мумбаи. Конфликт между соседями – это как раз то, что им нужно.

Как отмечает авторитетный британский журнал Economist, даже перед лицом столь вызывающей провокации Индии стоит сохранять хладнокровие. С этим трудно не согласиться, учитывая, сколь сильно укоренились взаимные подозрения в правящих кругах обеих стран.

Вспомним хотя бы, какие обвинения обрушили друг на друга пакистанские и индийские военные в связи с инцидентом в воздухе над территорией Пакистана, якобы происшедшим 13 декабря. Как заявил представитель пакистанских ВВС, индийские боевые самолеты в тот день дважды нарушили пакистанское воздушное пространство – один раз над Кашмиром, а второй раз они пролетели даже над старинным культурным и промышленным центром Лахор. Пакистанские истребители были подняты по тревоге и отогнали нарушителей. Однако Дели заявил, что никакого вторжения индийских самолетов в пакистанское воздушное пространство не было. Версия о вторжении – это выдумка пакистанских военачальников, которые хотят отвлечь внимание от событий в Мумбаи и создать у международного сообщества впечатление, что Индия готовит нападение на Пакистан, указал эксперт по оборонным проблемам в Дели Удай Баскар.

Между тем расследование обстоятельств ноябрьской бойни продолжается. С одной стороны, показания единственного оставшегося в живых боевика, сведения, собранные индийскими, американскими, английскими разведорганами, – все говорит о том, что план теракта был разработан и подготовлен в Пакистане. Террорист Мохаммед Аджмал Касаб, находящийся в руках индийских следственных органов, показал на допросе, что предводитель группировки «Лашкар-э-Таиба» («Армия чистых») дал ему и напарнику задание захватить заложников, вывести их на крышу какого-нибудь здания и связаться по мобильному телефону с руководителем операции. А последний – его зовут Заки ур Рехман Лакхви – должен был назвать номера телефонов индийских СМИ, которым был бы представлен список требований террористов. Этот план сорвался из-за того, что подходящей крыши не нашлось. Боевики были вынуждены ограничиться бойней на вокзале и захватом Еврейского культурного центра.

Исламабад не признает, что Касаб – пакистанский подданный. Однако пакистанская газета Dawn разыскала отца боевика в пакистанском городке Фаридкот. Тот по фотографии узнал сына.

«Армия чистых», как и ряд других подобных группировок в Пакистане, была создана при участии могущественной пакистанской межведомственной разведки ISI, чтобы вести джихад (священную войну) в индийской части Кашмира, а в последнее время и в Афганистане. В 2002 году под нажимом США «Армия чистых» была объявлена вне закона. Но она возродилась под вывеской «благотворительной организации» «Джамаат-уд-Дава». После осады Мумбаи ООН назвала ее отделением террористической организации. Исламабаду решение ООН дало возможность спасти лицо. Ведь он не мог начать преследование «фирмы» по требованию Дели. А резолюция ООН позволила гражданскому пакистанскому правительству начать закрывать ее отделения.

Глава «Джамаата» был помещен под домашний арест, а Лакхви, который, по данным ЦРУ, готовил боевиков для войн в Чечне и Боснии, а также два десятка других деятелей, связанных с «Армией чистых», отправлены в тюрьму.

Гражданское правительство Пакистана не скупится на резкие выражения в адрес террористов. Президент Асиф Али Зардари охарактеризовал их как преступников того типа, против которых ведут борьбу сами пакистанские власти. Они заявляют, что будут преследовать в судах любое лицо, связанное с нападением на город. Но нужны доказательства.

«Наши собственные расследования не могут продвинуться дальше определенной черты, если не будут предоставлены надежные информация и свидетельства», – заявил министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши. Иными словами, он указал перстом на Индию как на сторону, затягивающую судебное преследование.

Индийцам будет чрезвычайно трудно поделиться такими сведениями со своим извечным противником. Ведь они собираются индийскими раведслужбами, в том числе действующими в Пакистане. Поэтому глава индийского МИДа Пранаб Мукерджи, выражая недовольство тем, что Пакистан отказывается выдавать Индии террористов, само пакистанское правительство в причастности к осаде Мумбаи не обвиняет.

В то же время расследование пролило свет на тот аспект трагедии, который Дели совершенно не хотел афишировать. Оказалось, что у «Армии чистых» были сообщники в Индии. Они снабдили боевиков сим-картами для мобильных телефонов. Один из сообщников, мусульманин, взят под стражу в Калькутте, за тысячи километров от места бойни. Это служит еще одним подтверждением того, что экстремисты сумели создать ячейки единомышленников в стране, пользуясь тем, что часть мусульман Индии не довольны своим статусом, и считают, что подвергаются дискриминации со стороны индусов, составляющих подавляющее большинство населения.

К тому же трехдневное побоище продемонстрировало, что индийские спецслужбы плохо подготовлены к отражению подобных нападений. По данным индийской прессы, главное агентство по обеспечению внутренней безопасности – IB – насчитывает всего 400 оперативников, занимающихся проблемами терроризма. Директор интернет-портала «Терроризм в Южной Азии» Аджай Сахни говорит, что недостаточно налажена координация между индийскими разведывательными органами (всего их насчитывается 12).

Дели работает над ошибками. Объявлено, что система органов безопасности и разведки будет подвергнута реорганизации.

Кто кого контролирует

Как бы то ни было, в отношении Пакистана Индия проявляет терпение. Но сдержанность не дает ответа на вопрос, как решить пакистанскую проблему. Заговор против Мумбаи – это лишь самое свежее подтверждение того, что недавно избранное правительство не полностью контролирует эту большую, обладающую ядерным оружием страну. На значительной части ее территории, прежде всего в зоне племен у границы с Афганистаном, распоряжаются местные племена, «Талибан», «Аль-Каида» или три этих элемента вместе.

Анализируя обстановку в Пакистане, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала его головной болью всего международного сообщества. Другие комментаторы называют Пакистан «несостоявшимся государством». Если бы дело действительно обстояло так, то американские бомбардировки объектов «Аль-Каиды» в Пакистане, так же как и военная интервенция Индии, могли бы иметь некоторое оправдание. Однако все не так просто. Большая часть Пакистана находится под твердым контролем государства. Но так же, как государство не контролирует всю страну, так и президент Зардари не контролирует все государство. Высшими инстанциями, определяющими внешнюю политику и политику в сфере безопасности, в течение длительного времени были армия и разведка ISI.

Для старших армейских офицеров и сотрудников спецслужбы поддержка исламских фанатиков на пакистанской земле остается инструментом внешней политики. Хотя Пакистан – союзник Америки, он сохраняет связи в Афганистане с «Талибаном», в котором большинство бойцов составляют этнические пуштуны. Они живут по обе стороны пограничной линии. Эти связи понадобятся, когда Америка уйдет из Афганистана. Тогда талибы помогут Пакистану предотвратить окружение страны враждебной Индией на востоке и союзным ей Афганистаном на западе.

Точно так же в глазах военных повстанческое движение в индийской части Кашмира является средством связать по рукам и ногам традиционного врага – Индию.

Такова стратегия, которую осуществляли пакистанские генералы при бывшем президенте и командующем сухопутными войсками Первезе Мушаррафе. Нет признаков того, что они отказались от этой стратегии при гражданском правительстве. Так что у Индии есть все основания требовать, чтобы пакистанская территория перестала быть убежищем для террористов. Но такие требования не должны сопровождаться ультиматумами или военными демонстрациями. Пакистанская армия не преминула бы воспользоваться таким предлогом, чтобы прекратить боевые действия против единоверцев-мусульман в зоне племен и передислоцировать основные силы на восток, против традиционного индусского врага.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


С 5 по 13 июля в Москве пройдет Фестиваль Индии

С 5 по 13 июля в Москве пройдет Фестиваль Индии

0
934
Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1950
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
2959
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1863

Другие новости