0
1933
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2000 00:00:00

Радзинский нарисовал Распутину крылышки

Тэги: Распутин, Радзинский


Распутин, Радзинский

От книги Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть" (М.: Вагриус) начинают, как от брошенного камня, идти круги по воде. Старт рекламной кампании был задан в столичном Доме литераторов, где состоялась презентация книги. Наполнение зала было обратно пропорционально успеху Эдварда Радзинского у телевизионной публики.

Свою просветительскую лекцию герой вечера предупредил заявлением, что займется любимым делом писателей - рассказом о себе. Впрочем, о себе говорилось немного. Зато цитировались Ключевский, Пушкин, Карамзин, Толстой... Афоризмы сыпались на головы собравшихся, словно по написанному.

Давно известно, что слушать и смотреть Радзинского интереснее, чем читать. Поначалу историки пытались его ловить на неточностях и ошибках. Потом махнули рукой - и отдали в пользование целые столетия. Да и какая могла быть борьба яйцеголовых профессоров с писателем, заворожившим своим эксклюзивным фальцетом полстраны?!

Как признался сам писатель, в 1973 году он написал план: последний русский царь (Николай II) - первый большевистский царь (Сталин). Между ними - мужик Распутин, самый запутанный миф ХХ века. Согласно версии Радзинского, все, что ранее писалось о Распутине, основывалось на тенденциозных показаниях его врагов. О Распутине можно было утверждать все что угодно, потому что документов о нем не было. Но судьба готовила писателю подарок. Как рассказал Радзинский, на премьере "Хованщины" в Большом театре Ростропович, дирижировавший оперой, сказал ему: "Я приготовил тебе такой подарок! Ты сойдешь с ума! Ты просто умрешь! Ты должен немедленно приехать ко мне в Париж!"... Он сделал паузу, но я уже знал, что он скажет. И он сказал: "Я купил тебе на аукционе Сотбис документы... целое огромное дело. И знаешь - о ком?" Я знал. И он закончил: "О Распутине! Это допросы в Чрезвычайной комиссии Временного правительства. Причем множество людей, которые его знали"...

Работая в лучших традициях Ираклия Андронникова, Радзинский реанимировал старо-новый просветительский жанр - "писатель у микрофона" - со всеми вытекающими следствиями и никаким отношением ни к предмету истории, ни к литературе. Его книги построены по образцам эстрадных монологов. Отсюда - краткость главок, отсутствие толстовских предложений (фраза должна произноситься на одном дыхании, да еще для трагического захлеба-полушепота должно остаться местечко!). Сенсационная интонация закладывается в текст с изначальной запрограммированностью "читающего автора". Вот, например, пассаж о зубах Распутина: "Певица Беллинг, много раз видевшая Распутина, пишет о его гнилых зубах и зловонном дыхании". А писательница Жуковская, весьма близко его знавшая, сообщает: "Зубы были у него безукоризненные, и все до одного целы, а дыхание совершенно свежее..." "Рот был очень велик, но вместо зубов в нем виделись какие-то черные корешки", - пишет его секретарь Симанович. "Крепкие белые зубы" увидел у Распутина его почитатель Сазонов... Вот вам и интрига!

Конечно, Радзинский работает не без "аллюзийного" прицела. Намеки, аналогии, напрашивающиеся сравнения - цементирующий состав его рассыпающихся страниц. На вышеупомянутом вечере его спросили: почему история Распутина повторяется? "А почему вы думаете, что Господь не оставляет народы на второй год, как школьников, - заниматься повторением пройденного?" - последовал вопрос на вопрос.

Реабилитация Распутина по Радзинскому - новый этап в сознании нашего постперестроечного социума. Книгу следовало бы издать в трех томах: первый - "распутинский" роман Валентина Пикуля "У последней черты"; второй - роман Радзинского; третий - ненаписанное пока историческое исследование хорошего историка - со всеми "за" и "против". Все тома пустить в продажу по отдельности - и провести исследование, что более раскупаемо народом? Хотя уже сейчас можно предсказать, что! В конце концов "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". Или - "опускающий обман".

"Во всем мире, - проповедовал Радзинский на презентации, - для того существуют водители народа, что они должны понимать: чаяния Истории и чаяния народа не всегда совпадают. И часто не совпадают. Когда руководствуются только чаяниями народа, не очень получается..." Эдвард Радзинский - из таких "водителей народа". Как Моисей, он водит народ по пустыням Истории, руководствуясь его "чаяниями". Выйдем ли на свет?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1614
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2255
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2542

Другие новости